Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Мастер сразу узнал сатану, тогда как Иван долго был в заблуждении на этот счёт? (из романа "Мастер и Маргарита")

Анонимный вопрос
  · 2,1 K
Журналист, член Российского союза писателей, по образованию историк. Преподаю историю...  · 14 февр 2022
Мастер был писателем, и был человеком образованным, в отличие от Ивана Бездомного. ( Иван только впоследствии, пообещав Мастеру не писать больше своих "чудовищных" стихов, поступит на исторический факультет, и станет историком). Иван не знает, как выглядит Сатана, не знает, что у него разные глаза, разные брови, и вообще считает, что никакого Дьявола нет - о чём Воланду же и сообщает.
" — Нету никакого дьявола! — растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, — вот наказание! "
Между тем, даже описание Воланда в романе довольно примечательно.
«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец».
Мастер - дело другое. Когда Иван Бездомный рассказывает Мастеру о загадочном незнакомце, почти сразу Мастер угадывает, с кем именно довелось встретиться несчастному поэту. И не только угадывает, но и называет то самое имя: «Воланд».
Первое: Мастер мог догадаться, кто такой Воланд - по его имени. Он дает небольшую отсылку к «Фаусту» .
Между тем, в «Фаусте» Гете имя «Воланд» встречается один раз, в сцене Вальпургиевой ночи (сцена 21). Мефистофель сам себя называет «молодым дворянином Воландом», разгоняя с дороги всякий сброд, загораживающий проход им с Фаустом.Да и имя ли это? Скорее всего — нет, это отсылка к старонемецкому слову «фаланд», «искуситель» — так в немецких легендах называли черта.
Есть, конечно, у Воланда узнаваемые детали вроде трости с головой пуделя — именно в пуделя обращался Мефистофель при первой встрече с Фаустом.
Второе - не будем забывать, что Мастер - историк. Значит, он мог изучать множество древних манускриптов, касаемых внешности Люцифера-Сатаны. В описании внешности Воланда можно выделить разноцветные глаза. По ходу сюжета происходит внутренняя метаморфоза: цвет глаз изменяется. Если в середине романа - «правый с золотою искрою на дне, сверлящий любого до глубины души, и левый - пустой и черный, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней», то в самом начале произведения - «левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый, черен и мертв» Люцифер, как известно, в наказание за грехи лишился своей ангельской красоты. Два разноцветных глаза Воланда имеют символическое значение - ярко выраженную «раздвоенность» сущности, то, как сын Бога, он золотоволос и голубоглаз, то, как порождение мрака, черноволос, кареглаз. Его разные брови и глаза подчёркивают его нечеловеческую природу.
Между прочим, жена Михаила Булгакова Елена свидетельствовала, что перед написанием романа Булгаков очень серьезно изучал богословскую литературу и исторические источники, правда не уточняет, какие именно.
Так что думаю, что Мастер у Булгакова - знаток древней истории, и того же ждёт от Берлиоза, который тоже на первый взгляд Воланда не опознал.
Совершенно верно,бедный Булгаков этот роман сильно подорвал его здоровье((
Лингвист-переводчик, поэт, литературный критик, редактор, журналист. Мы рождены, чтоб...  · 3 мар 2022
Потому что Мастер был истинным писателем, а Иван Бездомный в сущности поэтом не был. Художникам в широком смысле слова открыты сакральные истины, а играющим в художников - нет.
По профессии филолог. Главное увлечение - литература. Но также современная жизнь...  · 28 февр 2022
Иван Бездомный - это такой "новый человек", порождение советской идеологии, он находится в плену догм: нет ни бога, ни дьявола. Мастер же мыслит свободно и даже по рассказу Ивана понимает, с кем тот встретился на Патриарших. Впрочем, поэт это тоже осознал довольно скоро - недаром же искал "профессора" по всей Москве и требовал устроить облаву, потому что тот натворит... Читать далее
1 эксперт не согласен
Ответ дан не на поставленный на вопрос, а на вопрос:"Почему Ивана Бездомного можно считать учеником Мастера?"
Пенсионер, созерцатель, сочинитель, пытающийся назвать всё по имени... , знающий, что он...  · 13 февр 2022
Мастер и Иван находились на разных уровнях восприятия. И хоть они оба литераторы, но их внутренние миры, при встрече с Воландом, сильно отличались. Мастер написал роман о Боге, где его оппонент, Сатана, присутствует незримо, и Мастер об этом знал, и был готов к встрече с таким персонажем, ибо его роман писался как бы с реальности, слова и мысли приходили свыше... Читать далее