Большинство пишет о политических причинах, и в этом, конечно, есть доля правды, но я думаю, внутреннюю логику религиозного мышления тоже нельзя игнорировать. Насколько я могу судить, многие ранние монотеистические учения не были связаны с политикой, напротив, власти видели в них серьезную угрозу и жестоко подавляли этих «злодеев», попирающих «традиционные ценности» и разрушающих «духовные скрепы». Если в итоге монотеистические учения и получали широкое распространение, то только в виде неких компромиссных религий, частично ассимилирующих политеизм.
Тем не менее победа если не монотеизма, то близких к монотеизму религий, была предрешена изменившимися представлениями людей о мире. В основе религиозного мышления лежит идея, что ничего не происходит просто так само по себе. За любым процессом или явлением стоит некий человекоподобный агент. Человекоподобный в том смысле, что у него есть подобные человеческим мотивы, чувства и разум и с ним можно взаимодействовать примерно так же, как с человеком. Отсюда и возникает идея богов. Именно множества различных богов, ведь процессы и явления природы могут быть крайне непохожи друг на друга, явно независимы, а иногда и прямо конфликтуют. Идея, что все они могут объясняться действием лишь небольшого числа богов весьма контринтуитивна. Но позже, накопив опыт использования сил природы, люди увидели, что многие природные процессы и явления предсказуемы и подчиняются простым законам. Идею, что за ними стоят некие человекоподобные агенты стало невозможно воспринимать всерьез. На смену этому пришло представление о стихиях, которые действуют в соответствии со своей природой, а не по чьей-то воле. Однако полный отказ от принципа, что ничего не происходит просто так, был слишком радикальной идеей для большинства. Пусть боги не управляют стихиями, но у них остается роль — создавать эти стихии. На смену богам-процессорам приходят боги-программисты. Но здесь уже контринтуитивной становится идея о множестве разных богов. Если роль бога — создать стихию, а потом просто пассивно наблюдать, вмешиваясь разве что в крайних случаях, совершенно непонятно, зачем нужно такое большое число нахлебников, которым надо приносить жертвы. Число богов радикально снижается. Не обязательно остается только один, но, как правило, достаточно пальцев одной руки, чтобы пересчитать их. Именно монотеизм мог стать доминирующим просто потому, что он проще, или выгоднее для власти, или еще по каким-то причинам, мне трудно судить.
Потому что человечество со временем становится умнее. Развивается философия, логика. А предположить что у мира был Единый Творец, а не несколько различных (и от этого в чем то несогласных друг с другом "творцов") - гораздо логичнее.
Никакую победу он не одержал. Например святая троица - это уже "трехтеизм". Кроме того в качестве субъектов поклонения приплюсовывают богородицу и всяких святых, коих неисчислимое множество.
Думаю, потому что религия - это отражение людских представлений о миропорядке.