Ну составляющих все-таки больше, кроме гармонии и ритма есть мелодия и тембры. И в разных стилях музыки все эти компоненты могут находиться в совершенно разных соотношениях.
Насчет того, почему нравится, тут можно только спекулировать (в значении "строить гипотезы без четких доказательств"), так что вот мои мысли.
У человека есть слух, достаточно развитый для того, чтобы ориентироваться в этом мире, распознавать и интерпретировать разные естественные звуки, ну а потом к этому добавилась еще и речь. Ну и оказалось, что аппарат созданный для этой прагматической цели (уши и отделы мозга) достаточно крут, чтобы воспринимать и анализировать не только естественные звуки типа хруста ветки, журчанья воды, грома, лая собаки и так далее, то, что он может интерпретировать как звуковой образ известных ему реальных объектов, но и какие-то новые звуки. То есть, во-первых, музыка - это интересная штука, за которой интересно следить и пытаться понять, что в ней происходит. Следить за движением мелодии, за структурой звуков (тембрами), за сочетаниями разных одновременно звучащих звуков (гармонией), за ритмами.
Во-вторых, мы все живем в человеческой культуре, где музыка используется и сочетается с теми или иными событиями, местами и эмоциями. То есть такая-то музыка ассоциируется с весельем, другая - с грустью, третья с агрессией или какой-нибудь движухой, четвертая - с расслаблением и спокойствием и т.д. Музыка в песне ассоциируется с ее текстовым содержанием, с людьми, в компании которых она слушается, с разными странами и народами, с определенной эпохой в человеческой цивилизации. То есть ассоциативные механизмы работают на полную и соединяют эти искусственно созданные абстрактные музыкальные образы с чем-то реальным и более понятным, с тем, что нам нравится или не нравится.
Ну и что касается ритмов, мне кажется, тут больше, чем со всем остальным какой-то органической связи. То есть у нас есть дыхание, сердцебиение, движения мышц, и все это ритмически связано с настроением и различной деятельностью. И соответственно внешние ритмы из музыки могут ассоциироваться со внутренними.
Ну и в итоге получается, что музыка нравится, когда она интересна, когда она ассоциируется у человека с чем-то прикольным, ну и когда она соответствует какому-то внутреннему состоянию человека.
Вашу теорию про "слишком крутой орган, изначально появившийся в сугубо прагматичных целях" можно развить таким моментом:
В природе же всё случайно появляется, и если оказывается полезным для выживания организма, то оно сохраняется. Так вот, может быть вообще случайно получилось, что человеку ритм и мелодия оказались не безразличны. Так получилось, что он от них определенный кайф получает. Случайно так вышло.
Вышло и теперь сохранилось в человеческой жизни в форме музыкальной культуры.
Тут бы биологи поправили мое понимание "случайных" вещей: есть ошибки в изложении логики процесса или нет?
Тембры - это не рюшечки, а вообще основной фронт работы в современной музыке. Если бы все топовые поп-исполнители делали бы свои песни на одинаковых инструментах, им бы вообще ничего не светило. И не было бы вообще никаких современных стилей музыки, начиная с рока, если бы не куча работы над тембрами, различных методов звукозаписи и сведения, пространственных эффектов, случайных и целенаправленных искажений, компрессии, эквализации, модуляционных эффектов, ну и конечно синтезаторов с различной архитектурой и современных методов работы с семплами.
Насчет эволюционных причин - ну как раз получается, что анализ звуков, который делает наше ухо, фактически раскладывающее в ряды Фурье входящие звуки с помощью устройства улитки, это и есть тот способ, которым максимально много нужной информации можно получить о происходящем вокруг. Мы можем анализировать, близко или далеко находится источник звука, большой он или маленький. И это опять же насчет важности тембров.
Но сам анализ звуковысотности и способность следить за мелодией из свойств слухового органа естественным образом вытекает.
Почему какие-то звуки нам нравятся?
Музыка это то что дано БОГОМ композитору который пишет эту музыку. Вы думаете человек сел и написал музыку. Нет . Через человека -композитора Бог передает людям его участие в нашей жизни. Поэтому и музыка у нас разная .Человеческая- разного жанра и направления ибо написана она с Божбю помощью.