Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему, не смотря на цензуру, в советское время снимали фильмы, которые становились шедеврами. Сейчас такого не происходит. В чем причина такого парадокса?

КиноВремя+2
Зухра Курбанова
  · 13,7 K
редактор kino-teatr.ru, автор «Искусства кино», ведущий подкаста Monday Karma  · 10 мая 2018  ·
micmacs

Тут целое множество уловок.

Во-первых, как правило сравнивая "несравненный оригинал с жалкой пародией", никто не задумывается, сколько фильмов производилось тогда и каков процент картин ставших классикой. Грубо говоря, происходит сравнение избранных старых картин со всеми попавшимися под руку современными.

Во-вторых, классика - понятие передаваемое, то есть вам его дают как аксиому, и это проще всего принять, чем оспорить, хотя встречается и вполне легитимное несогласие с признания некоторых картин шедеврами. Новые же приходится смотреть самостоятельно, без авторитетного и так называемого "всеобщего" мнения по вопросу. Так как признанное кино снято в другое время и на другом визуальном языке - то, привыкнув к нему, новое уже проще принять в штыки (жизнь, язык и киноязык регулярно меняются, и не все готовы адаптироваться).

В-третьих, нельзя скидывать со счетов доступ к информации. Статус советских картин формировался в том числе и при гораздо меньшей конкуренции со стороны иностранных фильмов. Сейчас же российскому кино приходится конкурировать со всем миром, как и всему миру (не только с Россией, но друг с другом).

Ну и еще маленький нюанс: обычно не учитывается, что кино необходима индустрия, которая, понятное дело, развалилась с распадом страны (тем более со сменой формата этой индустрии), а еще как правило достижения почти столетия кинематографа сравнивают с четвертинкой, оказавшейся перед новыми вопросами и пытающейся на них ответить (десктоп-триллеры и прочее). Про 60-е и 70-е вообще нередко говорят как про лучшие десятилетия в истории кино (в том числе и в советском).

К слову, о шедеврах (понятии не то чтобы безусловном), на Question регулярно спрашивают про хорошее российское кино, так что не буду повторяться:

https://thequestion.ru/questions/371707/chto-vam-nravitsya-iz-russkogo-avtorskogo-kino

Всё очень хорошо, особенно насчёт того что "классика" даётся нам как данность кем то. Но насчёт того, что... Читать дальше
Профессиональный литератор  · 7 апр 2021
Начнем с того, что советское время - это семьдесят с лишним лет, и далеко не каждый год появлялся фильм, который сейчас называют шедевром. И что многие из будущих шедевров при выходе на экраны оценивались совсем иначе. Однако, думаю, Вы это все понимаете. Ответ, на самом деле, очень прост: СССР обладал мощнейшей киноиндустрией и кинопрокатом. Деятели отечественной кинема... Читать далее
Цензура коммерческая не сравнится с цензурой идеологической. Деньги раздобыл, и закончилась коммерческая... Читать дальше
Видеосъёмка, фотосъёмка, монтаж и режиссура монтажа в перспективе. Fujifilm XH1 и Minolta...  · 10 мая 2018

Почему? Вопреки!

И речь идет не о ваших любимых "с легким паром", а хороших картинах вроде Колотозова и Тарковского. Тарковского например не впускали в вгик, а героиню Летят журавли, после примеры вроде как генсек прилюдно назвал шлюхой.

А сейчас тоже хорошее кино есть. Вы просто его не сотрите

...Проектная деятельность. Интересы: политика, право, культура.   · 13 окт 2021
Цензура советского кино - выражение этики тогдашнего нашего государства и от чего отказались 30 лет назад. Причем цензура являлась, на мой субъективный взгляд, честной, где автору творческого изображения предлагалось соблюдать изначальные вводные. Если талант авторов произведения позволял им не становиться кружком советского кинопроизводства, тогда появлялись работы... Читать далее
1 эксперт согласен
Вполне достойный ответ. Только объясните точнее сравнение насчёт ботинок за 5 тысяч евро))). Имелись ввиду работы... Читать дальше
Шедевров было не много. Мирового уровня вообще единицы, местного значения несколько десятков. Причем, зачастую потому что смогли обмануть цензуру. В своё время Сталин хотел сделать советский кинематограф снимающий только шедевры, сильно сократив число фильмов. Уловка не удалась: пропорционально сократилось количество хороших фильмов. Сейчас та же ситуация, фильмов... Читать далее
Эк вы нас всех пригвоздили. Мне кажется, для понимания, удалось создать как вы выразились шедевр, обойдя цензуру... Читать дальше
Геология, история, философия  · 14 окт 2021
"Цензура" - это различные худсоветы. Собирались там люди грамотные и неглупые. Их основная задача - не запретить что-то к выходу, а помочь сделать фильм лучше. По принципу "Один ум хорошо,...". Ну, а как сценаристы, режиссеры и продюсеры могут справляться самостоятельно мы сейчас и наблюдаем. Никакого парадокса.
в точку, но я бы добавил, что и фильмы раньше снимали ради искусства "сказать" с экрана, выразить мысль.. а... Читать дальше
Историк, циник, социалист, агностик, законопослушный гражданин с советским менталитетом.  · 9 сент 2020
В СССР не было цензуры, были худсоветы. Их цель не запретить что-либо показывать, а решить - нужно ли вот это показывать зрителю. Напомню не знающим истории, в СССР все было государственным в том числе киностудии. Государство заказывало режиссеру фильм, государство оплачивало с'емки и государство принимало работу с помощью худсовета. Сейчас этим занимается продюссер... Читать далее
То есть решить, что эту картину нельзя показывать зрителям - это не запрет, а что тогда это?
Хитросплетение логических цепочек.  · 13 янв 2022
В цензуре и парадокс! Не проходили туфтовые сценарии, бестолковые режесеры и никчемные актеры. Всеж на государственные деньги снималось, вот и надо было порядок подерживать.
Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 9 мая 2018

Цензоры - санитары культуры. Они нужны, в первую очередь, чтобы явных дегенератов отсеивать. А действительный талант найдёт способ донести свою мысль до адресата.

политика, общество, история, авиация, авто. Нравится заниматься вело,водным,пешим и пр...  · 8 нояб 2020
Это смотря что понимать под ,,шедевром"(Шедевр - исключительное по своим достоинствам произведение искусства). Из чего складываются эти достоинства? Это, как правило, был интеллектуальный продукт, который затрагивает глубинные струны в человеческом сознании, в осмыслении ,,кто есть я в этом мире и что есть социум вокруг меня". Или добро и зло в жизни - без примитивного... Читать далее