Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Действительно ли Николай II не любил евреев и поддерживал погромы? Если да, то почему?

ИсторияЕвреиНиколай 2
Андрей Боголюбов
  · 72,3 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 13 окт 2020  · a-l-e-j-o.livejournal.com

Привет! Пока раздумывал, как получше написать ответ, São Tiago очень хорошо описал, как минимум, картину общей волны антисемитизма в европейских странах в конце XIX - начале XX вв. Но, т.н.м. в его ответе не упомянуто, что именно в Российской империи антисемитизм (на ту пору) был наиболее свирепым, причём вполне согласуясь с законодательной базой. Евреи угнетались не только отрицательным отношением народных масс, но и официально сверху. К началу XX века, во многом из-за действий правительства, сложился парадоксальный замкнутый круг, когда:

  • Правительство борется со всё возрастающей активностью революционного движения, привлекающего на свою сторону новых членов среди еврейской молодёжи
  • При этом держит народ в таких условиях, что это волей-неволей способствует массовой ненависти к власти и режиму, а также тому, что из числа юношества и молодёжи массово штампуются новые революционеры

Почему евреи во всех западных странах хорошо восприняли революционные левые идеи, так что часто вставали в их главе? В течение XIX века разрушалась традиционная еврейская религиозная община, иногда целенаправленно с помощью властей. Юные евреи потихоньку познавали иной мир, кроме того, что ограничен религией и пределами их местечка. И, ясное дело, он оказывался гораздо более привлекателен чем традиционный. Но из-за того, что понятие "еврейства" на ту пору было чисто религиозным, это же рождало глубокие проблемы как интеграции в общество стран, где они проживали, так и самоидентификации. Т.е, тот, кто принимал православие/католицизм/лютеранство становился русским/поляком/немцем и т.д; при том что антропологические черты никуда не исчезали, равно как и особенности характера. Но таких "ньюкамеров" в свои ряды европейцы не очень-то принимали. Как и тех, кто сохранил себя в иудейской общине, но решил идти по светскому пути - такие евреи подвергались некоторому остракизму в европейском обществе. В таких условиях идеологии, которые нивелировали национальное начало, для еврейской молодёжи выходили весьма привлекательны, а социализм даже как-то перекликался с иудейской теорией "рая на Земле".

Но именно в Российской империи действовали особенно жёсткие законы, которые напрямую ущемляли права. В Германской и, в особенности, в Австро-Венгерской империях евреи в чём-то даже ощущали себя привилегированным слоем, который стремился к сотрудничеству с немцами (благо идиш родственен немецкому) в пику славянскому национализму.

В России существовала пресловутая Черта оседлости (гляньте, что это такое!) и многие другие ограничения. Еврейская девушка, которая хотела работать швеёй в Киеве, должна была там жить... по "паспорту проститутки". Существовали "процентные нормы" при поступлении евреев в учебные заведения. Были ограничения в бизнесе. Если читали "12 стульев"/"Золотой телёнок", то там упомянуто, что отец О.Бендера - "турецкоподданный". Это отнюдь не означает "турок". На деле, евреи, чтобы избавиться от ограничений на предпринимательскую деятельность и остальное по этническому принципу, в пределах Российской империи, принимали подданство другой страны, и так находили лазейки. А "Ибрагим" - это "Абрам" на мусульманский манер.

В отношении евреев в XIX веке были следующие периоды. В начале этого столетия евреи жили довольно-таки изолированно и по своим законам в рамках общины-кагала, под руководством религиозных деятелей. При Николае I очень активно старались развалить эту систему и интегрировать евреев в светское общество. Вскоре, в процентном отношении, среди евреев стали больше рекрутировать молодых людей (иногда совершенно детского возраста) в армию, чем представителей христианских народностей; в армии старались привить христианскую веру. При Александре II в отношении евреев действовали довольно-таки либерально, и старались вписать их в светское общество так, чтобы евреи могли осуществлять свой бизнес и другие виды деятельности. Евреи стали массово получать образование и выходить "в свет".

Но Александру III "повезло" с наставником. Им стал К.П. Победоносцев, придерживавшийся крайне консервативных, монархических и ксенофобских взглядов. IMHO, одна из самых разрушительных фигур в российской истории. В его труде, где он весьма демагогически мешает с грязью идеи демократии ("Великая ложь нашего времени"), его идеи весьма схожи с теми, что у Адольфа Алоисовича в его произведении, что читать нельзя. Победоносцев же оказывал большое влияние и на Николая II. Вообще, Николай II старался осуществлять политику отца пркатически без изменений. Вот только система держалась на силе и воле конкретного человека, так что при нём...

Если посмотреть правде в глаза, то, при всём сочувствии к Николаю II, судьбе его самого и его семьи, на основании его действий и решений, пожалуй, можно констатировать, что это был (и то, политкорректно) довольно ограниченный, приземлённый человек, не способный вовремя принимать решения, и попадавший под влияние других личностей. О том, под влияние какой личности он прежде всего попал - см. выше. И при этом же, свято веровавший в свою особую священную миссию, и потому отчаянно цеплявшийся за идеалы самодержавной монархии. Ему бы как раз Конституцию чёткую принять, и надёжное правление парламента установить. Но нет, министров надо было назначать лично, на основании собственных пространных симпатий и предпочтений. Чудо, что в их числе иногда оказывались такие светлые личности, как, например П.А.Столыпин.

Николай II вообще вначале старался не отходить от политики отца. А даже, когда она дала трещину, предпочёл пойти на поводу у маргинальных охранительных движений типа черносотенцев. Так оно было удобнее. Найти "крайних"в виде евреев и студентов. Натравить на них определённую часть "титульной нации" - мелкую буржуазию на уровне ларёчников; в чём-то - предтеча фашизма. Только вот, в России мелкая буржуазия aka электорат для прогосударственного националистического движения, составляла весьма незначительный процент от общего населения, и это дало о себе знать, когда дело дошло до решающих событий.

Блестящий разбор вопроса. К этому захотелось лишь добавить - в ответ на традиционное обвинение, что в России евреи... Читать дальше

Спасибо за ваши дополнения. Вы безусловно правы, дополнив нарисованный мной эскиз, деталями о российском антисемитизме и рестрикции прав евреев в Российской империи в последние царствования. Тем не менее, мне кажется, что упомянув несчастного Константина Петровича П., вы слишком сгустили краски и приписали ему многое из того, чего он точно совершенно не заслуживает. Сам Победоносцев пережил очень значительную эволюцию своих взглядов - в те времена, когда он только становился воспитателем наследника престола (им был рано умерший цесаревич Николай Александрович), он был корреспондентом А. Герцена и одним из плеяды молодых блестящих правоведов того времени (именно в этом качестве знатока и блестящего преподавателя гражданского права он был в числе прочих выбран в кружок выдающихся учёных, преподававших великим князьям различные предметы). Окончательно консерватором он стал заметно позднее. Кроме того, при всей его неприязни к западной демократии и евреям усваивать ему взгляды конгениальные гитлеровским - слишком смело; если К.П. был человеком XIX века, то гитлеровский "расизм крови" должен был пройти огромную эволюцию, чтобы стать тем, чем он стал.

Характер и стиль правления Александра III, как и Николая II, так же отнюдь не исчерпывается одним Победоносцевым - на обоих влияли самые разные люди, а также впечатления молодости. Мне несимпатичен Александр III - он был не очень хорошим отцом своему сыну, о чём тот впоследствии высказывался не раз.

Что касается евреев Австро-Венгрии и Германии, то вы правильно подметили - действительно, им было гораздо проще жить в этих странах, чем в антисемитских России и Румынии (не сказать, что ограничений совсем не было, но и правда, никакого сравнения с ними российская "черта осёдлости" не выдерживает). Но идиш как средство эмансипации и интеграции евреев в этих странах - это довольно забавное и пожалуй слишком смелое заявление. Наоборот, немецкое еврейство старалось максимально интегрироваться, даже ассимилироваться в Германии, стать "немцами иудейского исповедания" (а подданный Австро-Венгрии и основатель сионизма Теодор Герцль вообще до определённого момента считал, что лучший исход для евреев - это всеобщее их крещение в водах Дуная). Для них идиш (который тогда вообще языком не считался и назывался жаргоном) как раз было тем наследием, от которого вместе с местечковой заскорузлостью, хедерами и йешивами они хотели избавиться, забыть о своём родстве со штетлами Польши и Галиции. Сохранилось множество в т.ч. литературных свидетельств, насколько эмансипированные евреи Австрии или Пруссии свысока относились к языку своих восточно-европейских соплеменников, насколько отличались по облику, языку и социальному положению, например, евреи - коренные уроженцы Вены и прибывшие из "королевства Галиции и Лодомерии" люди в пейсах и штраймлах. А после Первой мировой войны идиш наоборот стал одним из средств подчеркнуть растущее национальное правосознание восточно-европейского еврейства, одним из столпов с одной стороны социал-демократической части еврейского населения Польши и Прибалтики, с другой - групп, формировавшихся вокруг хасидских или литовских духовных вождей, в результате чего этот язык стал одним из столпов манифестации ультраортодоксальных общин Америки и израильских ультрарелигиозных диссидентов.

São Tiago de Válamo

Но идиш как средство эмансипации и интеграции евреев в этих странах - это довольно забавное и пожалуй слишком смелое заявление. Наоборот, немецкое еврейство старалось максимально интегрироваться, даже ассимилироваться в Германии, стать "немцами иудейского исповедания" (а подданный Австро-Венгрии и основатель сионизма Теодор Герцль вообще до определённого момента считал, что лучший исход для евреев - это всеобщее их крещение в водах Дуная). Для них идиш (который тогда вообще языком не считался и назывался жаргоном)

А у меня НЕТ нигде утверждения, что идиш - "средство эмансипации")) В ответе непосредственно стоит, что он - родственен немецкому. Просто тут легче было переходить на немецкую речь - вот о чём говорил.

"Действительно ли Николай II не любил евреев..." А кто вообще из князей-королей-царей-императоров любил евреев?

Младший дворник Лозинского гетто  · 13 окт 2020
К сожалению, имп. Николай II действительно был антисемитом. Ответ на ваш вопрос "почему?" дать очень сложно - причины для того, что люди того времени становились антисемитами, разнообразны, и их долго можно перечислять (можно вообще начать с того, что западной культуре проявления антисемитизма были свойственны с античности). Поэтому скажем в общем - вторая половина XIX... Читать далее
Можно добавить, что для огромной массы непросвещенного, неграмотного крестьянства и пролетариата причина ненависти... Читать дальше
историкъ Россійской Имперіи, убѣжденный монархистъ, противникъ совѣтскихъ (появились ещё...  · 21 окт 2020
В Российской империи не было т.н."антисемитизма" вообще — никто не обижал ливийцев, сирийцев и прочих семитов за их этническое происхождение. Но в Империи было "иудоутеснение" — ограничения по принципу вероисповедания: русский (подданство) еврей (национальность), перешедший из верования иудаизма в Христианство (не исключительно православной конфессии), - никаким... Читать далее
Прекрасный образец антисемитских бредней. Именно покровительство тем кто нес такую чушь и привело Николая II к... Читать дальше
Не хочу о себе ничего рассказывать  · 14 окт 2020
"Поддерживал" возможно слишком сильное слово. Николай II не препятствовал погромам (это иногда делали некоторые наиболее порядочные чиновники, например, В. Н. Коковцов), напротив продолжал продвигать, повышать в чинах и поощрять тех кто также покрывал погромщиков или даже лично инспирировал погромы, в его правление продолжалась та же политика в отношении евреев и черты... Читать далее
Враньё! Царь за погромы снимал губернаторов с должностей - имеются исторические документы… Провокаций тут не надо…... Читать дальше
Знаю понемногу обо всем и все -о немногом  · 11 нояб 2020
Не знаю, что думал Николай II насчет евреев. Часть своих мыслей он отражал в дневниках, но судят не по мыслям, а по делам. Я его дневников не читал, но обращаю внимание на некоторые доподлинные факты. 1. Погромы проходили на национальных окраинах. Власть пыталась погромы пресекать, но ситуация была такова, что Власть в то время не то, что евреев, а саму себя защитить... Читать далее
Служитель Православной церкви. Сергей Попондопуло.61 год.  · 21 окт 2020

И еще:у Г.Е.Распутина (в последние годы его жизни)секретарь был еврей по национальности.Учитывая,что Распутина царь считал глубоко православным и духоносным человеком,невозможно представить,чтобы Распутин выбрал себе в секретари еврея,если бы царь был антисемитом.

Комментарий был удалён за нарушение правил
Секс как способ общения  · 27 янв 2022
По моему мнению, это очередной пасквиль на Императора Николая 2. То что Евреи жили как сыр в масле и имели гораздо лучшие условия для жизни чем русские люди это неоспоримый факт. А вот чем они отплатили России в 1917 году это просто жуть.
Служитель Православной церкви. Сергей Попондопуло.61 год.  · 18 окт 2020
нет,царь Николай Второй антисемитом не был.Он был глубоко верующим православным человеком,а антисемитизм и православие несовместимы. Конечно,среди евреев,как и среди всех людей,очень разные по характеру и жизни люди-есть и нечестивцы и есть вполне порядочные люди. И,естественно,царь,будучи сам благочестивым человеком не мог уважать нечестивцев,независимо от их национальн... Читать далее
А православие и черта оседлости совместимы? А если да, то вы себе противоречите, т.к. черта оседлости и др. законод... Читать дальше
разнообразные  · 5 нояб 2020
На вопрос « любил ли» мы здесь ответить не можем. Но некоторые ответные жесты императора были очень характерны. Так, император Николай II каждый раз, когда он слышал крики сгоравшего заживо еврея, восклицал: « Всемогущий, спаси!». Как пишет историк Н. Варенцова: « Еврейский вопрос был крайне болезненным для царской власти, которая неоднократно пыталась ограничить... Читать далее

Если сегоня очистить Госдуму от евреев, там останется один Валуев

Служитель Православной церкви. Сергей Попондопуло.61 год.  · 18 окт 2020
Царь Николай Второй никаким антисемитом не был.При нем высшие государственные посты занимали и умные из евреев(Витте,например). Другой пример:когда ему принесли "Протоколы сионских мудрецов" и он прочитав их и после узнав,что это подделка,сказал,,что нельзя распространять эту книгу"так как не делают чистое дело нечистыми руками". Он имел здравый подход к этому вопросу.Др... Читать далее
В том и ошибка Николая II. Сейчас, когда речь заходит об этнической принадлежности малоросов к русским эти визгуны... Читать дальше