Филолог Борис Успенский в книге «Семиотика искусства» описывает подход расчленения структуры художественного произведения через систему «точек зрения». В том числе он описывает вопрос наименования (например, героев) через систему точек зрения. Один и тот же герой может называться по-разному в зависимости от того, кто и что о нём говорит (пример — Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых», которого в разные моменты разные персонажи в зависимости от обстановки называют «Дмитрий Карамазов», «брат Дмитрий», «брат Дмитрий Федорович», «Митя», «Дмитрий», «Митенька», «Дмитрий Федорович»).
Так же, как и разные действующие лица, автор может называть героя по-разному, чтобы через наименование подчеркнуть коннотацию, настроение, контекст и прочие обстоятельства действия.
Ещё одна возможная причина такова. Зачастую прототипами героев произведений становились реальные современники автора. Князь Щ. также мог иметь прототип; описывая персонажа, автор одновременно давал своим читателям его узнать, но не указывал напрямую.
Конкретно о князе Щ. в «Идиоте» говорится: «В Петербург пожаловал из Москвы один князь, князь Щ., известный, впрочем, человек, и известный с весьма и весьма хорошей точки». В этом случае герой мог и не иметь под собой реального прототипа, однако с благодаря такому наименованию создавалось впечатление о герое как о важном человеке, всем известном, а потому желающем остаться анонимным.