Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему рунет перестал быть свободным?

ТехнологииИнтернетКак это работает?
Руслан Голубев
  · 445
Сотрудник группы компаний ФИНАМ  · 16 июн 2016

Из-за размеров. Мышь бегает по городу свободно, но льва держат в клетке. Обыватель, которого читает пара десятков приятелей, не регистрируется как СМИ. Маленький рынок свободен от внимания крупных корпораций. Мой знакомый, Х. А., работавший директором одного из департаментов МТУ, где-то в 2003 году говорил - пусть  сперва домовые сети приучат москвичей к широкополосному доступу,  а потом мы уже войдём на этот рынок.  Маленький Рунет был слишком маловлиятелен, чтобы им заниматься. А сейчас, когда Сетью пользуется более 2/3 населения нашей страны, она стала достаточно велика, чтобы ей занялись. 

Впрочем, на мой взгляд, мы сейчас забываем кое-что про Интернет прошлого. В 1995 году в новостных группах Usenet пользователь Дмитрий П., работавший в крупной американской организации, как-то процитировал старую шутку "два еврея - три мнения". Известный тролль Дмитрий В., инженер по компьютерной безопасности, сразу сообразил, как проучить Дмитрия П., который часто с ним спорил по разным вопросам. Дмитрий В. написал заявление в эту госорганизацию, дескать Дмитрий П. со служебного ящика в служебное время распространяет антисемитские шутки в Интернете. И хотя Дмитрий П. оправдывался, что дескать он и сам - еврей, и имеет право так шутить, институт посчитал благоразумным отключить его от Интернета.

А Дмитрий В. вошёл во вкус. Через некоторое время я обратил внимание на крайне грубые и грязные шутки в ньюсгруппах пользователя Игоря М., это мне показалось подозрительным. Поскольку мы с Игорем были аспирантами одного и того же американского университета, я ему позвонил, спросил, не взломал ли кто-нибудь его аккаунт. Игорь М. был очень осторожен в разговоре со мной, и в некоторый момент заметил, что это очень странно с моей стороны звонить ему - ведь это по моей просьбе Игоря отключили от Интернета. Якобы я обвинял его в распространении очень нехорошего контента.

Оказалось, что Дмитрий В., у которого была консалтинговая фирма по компьютерной безопасности, использовал простой, но нам тогда, конечно, неизвестный трюк. Он вступил в диалог с нашим факультетским демоном электронной почты и отбаунсил от его имени письмо с жалобами, которое подписал мной, в адрес руководства Игоря М. (Не помню уже детали, как это делалось, но это было несложно - мы быстро научились! Если бы руководство Игоря проверяло IP в заголовке, то обнаружило бы, что истинным отправителем был Дмитрий В.). 

Я предложил Игорю М. немедленно позвонить его начальству и объяснить, что я не писал заявление! Но Игорь попросил оставить его в покое - он хотел поскорее защитить диссертацию и уехать. Без Интернета он это время мог потерпеть.

Была ли у Дмитрия П. и Игоря М. свобода писать, что им вздумается? Лишь до тех пор, пока они не попались на глаза Дмитрию В., который работал в своей собственной фирме, и унижал оппонентов по спорам, донося на них опасливому 1начальству.

Безусловно, я получил урок. Ты свободен, пока ты никому не наступаешь на мозоль. И организации, которые много говорят о свободе и гордятся своим духом свободы, ни на минуту не задумаются, отключая студента или сотрудника, способного создать проблемы.

Ещё одним вопросом был чужой контент. Конечно, в 90-е никто не пытался зарабатывать, выкладывая чужие фильмы, однако соблазн подзаработать или прославиться, раздавая чужие книжки и картинки из Playboy , разумеется, был. И я тогда почитал законы и их толкование, и  усвоил, что я не имею право брать чужой контент без согласия. И не брал, а только ставил ссылки. Потом некоторые Робин Гуды сказали - "а мы поменяем закон!"- и стали выкладывать чужие книжки, соглашаясь снимать их по просьбе авторов. А потом, десять лет спустя, они заработали себе штрафы, когда издательства натравили на них некоторых авторов.

А  журнал Плейбой сразу нанял юристов и преследовал искателей наживы, которые тырили из Плейбоя картинки, вывешивали их по одной на страничке, а снизу размещали баннеры. И разумеется, юристы начинали " с головы, т.е. тянули в суд крупные сайты, а мелочь - не трогали.

Копирайтер, переводчик  · 21 июл 2016

Из-за митингов на Болотной. Власть, которая ранее относилась к интернету как к безобидной игрушке для креативного класса, поняла, что при помощи интернета можно эффективно вести оппозиционную деятельность. Результат - единый реестр запрещенных сайтов, законы Яровой и т . п. и т. д.