Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему столько звезд в киберспорте — корейцы?

ВидеоигрыКиберспортQ-videogames
Михан Морозов
  · 4,6 K
Лучший
Научный сотрудник Института психологии РАН, сотрудник Московского центра исследований...  · 26 июн 2020  ·
igrologia_vk

Южная Корея — святая земля киберспорта. Это страна, которая обогнала все другие в развитии индустрии. Она известна самой жесткой конкуренцией и самыми высокими почестями для успешных игроков. Подготовка киберспортсменов в Южной Корее — эталон для остального мира.

Некоторые этнографы уже ставили вопрос о том, что в корейской культуре привело к такому серьезному отношению к геймингу. И многие ответили: травля.

В Южной Корее чрезвычайно популярны компьютерные клубы. На людных улицах Сеула это каждая десятая вывеска. Для корейской молодежи компьютерные клубы являются "третьим местом": пространством вне работы и дома, где можно найти психологический комфорт и поддержку. Эти клубы открыты всю ночь и чрезвычайно дёшевы; молодежь легко находит в них укрытие от холода и проблем. Там чаще всего собираются люди со схожими интересами. Внутри можно есть, гулять по сети, сидеть в корейском Тиндере, всё что угодно, но гейминг очень популярен.

image_readtop_2019_354020_15589390853764763.jpg

И вот тут-то, в клубах, наводненных молодыми людьми, разворачивается феномен Wang-tta: группа игроков изолирует и травит человека, который играет хуже них.

images (3).jpg

Аналоги Wang-tta есть во всех коллективистских культурах: например, в Китае и Японии. В таких странах ценности и комфорт группы ставятся выше, чем ценности и комфорт отдельного человека. При этом любые отличия индивида группе неприятны: похожесть является достоянием, а отличие — чем-то предосудительным, достойным наказания. Выделяться можно только талантом, но никак не слабостью или другими интересами / стилем поведения. Более того, в коллективистских странах самим людям для счастья нужно чувствовать себя кусочком целого. Поэтому жертва Wang-tta очень болезенно переживает изоляцию — намного сильнее, чем её переживал бы какой-нибудь англичанин.

Корейские геймеры прекрасно понимают, что могут подвергнуться Wang-tta, если будут плохо играть. Поэтому они усиленно тренируются дома перед походом в компьютерный клуб, где находится эпицентр их социальной жизни. В клубе игроки щеголяют мастерством и придирчиво оценивают навыки друг друга. Когда человек выходит на новый уровень мастерства, он может стать частью новой, более "элитной" группы геймеров, и там ему приходится напрягаться вновь, чтобы не быть худшим. Таким образом, по мнению этнографов, угроза Wang-tta подталкивает людей к игровому совершенству.

images (2).jpg

Wang-tta проявляется в разных формах. Её можно встретить и просто в онлайн-матчах. Корейские игроки с особой готовностью атакуют в чате отстающих товарищей по команде и даже соперников. Кроме того, Wang-tta — одна из причин, почему система модерации плохо работает в Корее. Речь идет о случаях, когда компании привлекают игроков для оценки жалоб — "судьи" должны рассмотреть жалобу и вынести приговор, нужно блокировать провинившегося или нет. Так вот, корейские модераторы очень часто оправдывают игроков, атакающих других за ошибки. Потому что в их глазах жертва травли достойна порицания, так как мешает своей команде сражаться. А еще вы бы знали, какую злобу выливают на своих проигравших киберспортсменов корейские болельщики.

В Северной Америке и Западной Европе вы такого не увидите. Там культура индивидуалистская: хотя геймеры шутливо плюют на казуалов, а ПК-цари — на консольщиков, да и в матче легко встретить агрессию, в целом нападки порицаются. Степень агрессии гораздо ниже. Люди признают, что вкусы могут быть разные и не все играют ради достижений. На форумах и в самих играх люди обычно встают на защиту слабого игрока.

____

Вывод: по мнению этнографов в корейском обществе на молодых людей оказывается большое давление — "играть в видеоигры нужно хорошо". Слабые игроки рискуют оказаться в изоляции и презрении. Поэтому геймеры в Южной Корее с детства очень стараются выигрывать в соревновательных играх; это создает отличные условия для появления звезд киберспорта.

Узнать больше о психологии видеоигр:Перейти на vk.com/igrologia_vk