Я в данном случае солидарен с теми, кто считает обратный путь невозможным.
Действительно, это уже метафора без определённого содержания. Куда обратно?
Встать на рельсы? Было такое выражение в советское время. Допустим.
Допустим, встать на рельсы, вернуться на лыжню, войти в колею, найти свою орбиту, пойти на лад…
Пойти на лад — это не совсем о человеке, но оно тут не случайно. Допустим, дела его можно сравнить с мелодией. Они разладились, это что значит? Звуки другие. Ритм изменился. Со звучащей мелодией что-то не так. И допустим, в какой-то момент он резко возвращается к партитуре. Строго по нотам.
Будет гармонично? Ладно?
Весьма маловероятно, не правда ли. Первоначальную мелодию сыграть уже невозможно, только если заново. Для гармонии следует каким-то образом "отыграть" искажение.
А это требует умения импровизировать.
Как думаете, способен импровизировать человек, уже считающий свой путь ложным?
Само это понятие препятствует возвращению.
Мой путь ложен — это что значит? Это не значит, что я просто физически отошёл в сторону. Поменял направление. Сменил маршрут. Это значит, что я начал иначе думать. Иначе вижу "карту". Если вижу вообще. Путь не снаружи, это метафора. Ложность пути означает, что ложно понимание.
Есть иная метафора: потерять след. Как бы идя по запаху. Потеряв след, можно его найти. Трудно, но можно. Поплутав немного.
Ещё можно сказать: сбиться с пути. То есть путь в данном случае один, других нет. Поэтому, собственно, любой путь правилен. Все возможные пути и есть Путь. Все дороги ведут к нему.
Метафоры это хорошо, когда они помогают; но есть некая общая трудность.
Люди ведь "сбиваются с пути" не случайно. Чтобы сойти с рельс или орбиты, нужна веская причина. С лыжни можно сойти по неумению, но и в данном случае метафора отражает реальность. Исходная причина не только не прекращает своё действие, но усиливает его. Толкает "в пропасть".
Чем дальше отъехал — тем важнее уметь. Сложнее импровизировать. Исходная мелодия проще. Путь проще. Лыжня удобнее. С рельсами понятно.
Однако откуда человеку это знать, пока у него всё в порядке? Движение по Пути требует усилий. Свернуть кажется проще; лыжи соскальзывают. Он ведь "сходит с Пути" не тогда, когда берёт ложный след или производит разведку местности, а когда поддаётся искушению лёгкости. И увы, теперь даже борьба с этим искушением особо не помогает. Потому что двигаться вне Пути оказывается трудно; это сбивает его с толку.