Это очень интересный вопрос. Мне видится любопытным его изучение с точки зрения теории о групповой динамике.
Это такая дисциплина, которая изучает процессы, которые происходят внутри группы: почему взаимодействие между её участниками складывается именно таким образом, что на него влияет, какой вклад в эти процессы вносит каждый из её участников и, конечно, каким образом можно наладить наиболее благоприятные и здоровые взаимодействия внутри группы.
Если мы выйдем за пределы учебных заведений, то увидим, что в жизни в разных ситуациях тоже могут складываться такие отношения противостояния: внутри одной семьи, внутри компании или предприятия, внутри страны тоже происходит нечто похожее (хотя уровень уже повыше).
Для кого-то модель противостояния оказывается наиболее понятной и привычной, и это становится основой для существования группы. Неизвестно, а сможем ли мы по-другому, а надо ли? Например, объединиться против кого-то - это что-то знакомое и понятное с детства. А вот объединиться, сплотиться по какой-то другой причине, выгодной каждому участнику группы, - это сложнее, это не всем привычно и понятно, это ж нужно быть во взаимодействии, быть искренним и вовлечённым в отношения. Пока это не каждому дано.
Но стоит оптимистично заметить, что существует много примеров, где складываются совершенно другие отношения между участниками группы.
Например, из области школьной - можно поинтересоваться Новой Школой: а как у них это выстраивается? Можно поизучать опыт некоторых успешных компаний типа Яндекс, Гугл, Маверик. Можно заглянуть в научные труды по групповой динамике: У. Бион, К. Левин
По разным причинам. Часто оттого что учителя недовольны условиями работы, поэтому постоянно думают о своих проблемах и раздражение на руководство вымещают на учеников.
Многие преподаватели ставят себя выше учеников, "Я учитель-я всегда прав", так же и с родителями. Просто нужно всем понять что "все ж мы люди", одинаковые.