Потому, что так проявляется биологическая цель "брака".
Но только слово "главная" здесь не совсем подходит. Скорее "ЦЕЛЕФОРМИРУЮЩАЯ" - задающая направление активности мужчины.
Что нам на этот счёт говорит теория полового отбора? А она нам говорит о принципе незаменимости самки ПНС.
В 1972 году Роберт Триверс объяснил, почему самцы ухаживают, а самки выбирают, указав на больший вклад самок в заботу о потомстве у большинства видов, что делает самок ограниченным ресурсом, за который и должны состязаться самцы. Теория соотношения родительских обязанностей Триверса подчёркивает, что важны не мужской и женский пол как таковые, а относительный вклад в заботу о потомстве, и то, какой пол делает больше в каждой конкретной ситуации.
Для самца млекопитающего необходимая «жертва» репродукции близка к нулю. Его "существенная роль может ограничиваться копуляцией, что требует незначительных затрат энергии и материалов с его стороны, и только мгновенное упущение из внимания вопросов, касающихся его лично - безопасности и благополучия". За небольшую цену самцы могут иметь большую прибыль в "валюте естественного отбора", питая "агрессивное и немедленное желание совокупляться с таким количеством самок, с каким это возможно". С другой стороны, для самки "копуляция может означать обязательство длительного несения ноши, как в механическом, так и в психологическом смысле, и её многократно возросшую подверженность стрессам и опасностям". Поэтому она генетически заинтересована "нести издержки репродукции" только тогда, когда обстоятельства выглядят благоприятными.
Поскольку персональная ценность каждой самки гораздо выше чем самца, ибо самцов рождается гораздо больше, чем нужно для оплодотворения всех самок, в поведении самок должна доминировать забота о себе (и требование заботы о своей персоне к окружающим), осторожность, избегание риска, а если и самопожертвование, то только в пользу своих детей, т.к. это собственно, конечная цель заботы о себе. Традиции общества солидарны с приматом женщин, ибо естественно восходят к инстинктивным поведенческим программам — с тонущего корабля спасают прежде всего женщин и детей
У людей очень долгое детство, медленное развитие. Дети рождаются, во-первых, с трудом, во-вторых, недоразвитыми – по сравнению с другими обезьянами. И каждому детенышу нужно очень много родительской заботы. Матери должны испытывать к своим детям гораздо больше любви и иметь гораздо больше терпения, чем обезьяны. Никакая обезьяна не смогла бы ухаживать за детенышами так долго, жертвуя всеми собственными удовольствиями.
В связи с этим становится крайне важен мужской вклад в потомство. Самец тоже должен помогать. В условиях первобытной жизни женщине было малореально вырастить детей одной. Поэтому потомство оставляли только те пары, где отец активно помогал матери. В ситуации, когда мужской вклад в потомство довольно высокий, создаются предпосылки для формирования устойчивых пар.
В природе у многих заботящихся о потомстве видов существует поощрительное спаривание, избыточное по сравнению с необходимым для оплодотворения. Самки хищных птиц, как только образовалась пара, перестают охотиться, и самец полностью обеспечивает пищей её и потомство. Самка крупнее самца и имеет возможность на нём паразитировать. Если самец приносит добычу, самка с ним спаривается. Чем больше принесёт, тем больше получит возможностей спариваться. Ничего не принесёт – ничего не получит.
Поощрительное спаривание — биологический механизм, заключающийся в том, что самка позволяет спариваться с собой больше, чем это необходимо для оплодотворения, стимулируя этим самца к заботе о себе и потомстве.
Механизм поощрительного спаривания встречается как среди птиц, так и среди млекопитающих, в том числе приматов (например, карликовых шимпанзе бонобо). Как правило, механизм поощрительного спаривания сопровождается такими особенностями брачного поведения, как моногамность и доминирование самок над самцами. Судя по всему это связано с тем, что эволюционно поощрительное спаривание появилось как продление периода течки, которое вызывает на короткий период т. н. «инверсию доминирования» у тех видов, где самцы доминируют над самками. А у высших приматов - самцы доминируют над самками. И это противоречие нужно было разрешить в процессе эволюции нашего вида. Если бы не удалось из эгоистичных доминантов-самцов - сделать заботливых "мужей и отцов" - то наш вид, как САПИЕНС - просто не состоялся бы.
Механизм поощрительного спаривания имеет не только этологическую (то есть обеспечиваемую инстинктами), но и физиологическую основу. Так, у самок млекопитающих тех видов, у которых наблюдается поощрительное спаривание, меняется менструальный цикл; вместо кратковременной овуляции (течки), единственно возможного периода для спаривания, имеют место менструации, то есть кратковременные периоды, когда спаривание невозможно
"Поощрительное спаривание — биологический механизм, заключающийся в том, что самка позволяет спариваться с собой больше, чем это необходимо для оплодотворения, стимулируя этим самца к заботе о себе и потомстве.
Поощрительного спаривания у антропоморфных обезьян не встречается, но вот у верветок, живущих в групповом браке, оно присутствует. У самок верветок овуляция происходит синхронно друг с другом один раз в год, но это событие внешне никак не проявляется (как у женщин). Верветки способны спариваться, начиная за два месяца до овуляции и кончая второй половиной беременности (напоминая опять-таки женщин в этом отношении). За столь длительный период самки успевают спариться с 60% самцов в группе. И все эти самцы делятся с самкой и её детёнышем пищей, поскольку весь период спаривания и заботы о потомстве находятся в состоянии инверсии доминирования. " В Дольник
С помощью гиперсексуальности и скрытой овуляции была решена задача по привлечению самцов к заботе о потомстве. Используя врождённую инверсию доминирования перед спариванием как исходный плацдарм, отбор начал усиливать и продлевать её, делая женщину палеоантропа перманентно привлекательной для мужчины и способной к поощрительному спариванию. Если женщине удавалось удерживать возле себя мужчину, то её дети выживали, если нет – погибали.
На этом этапе шёл сильный селективный отбор в пользу мужчин, склонных к моногамии. Выживало потомство только тех мужчин, которые много сил и времени затрачивали на заботу об одной женщине и её детях.
До бесконфликтного идиллистического группового брака верветок человек, видимо, не доходил. Более вероятно, что в рамках группового брака праженщина стремилась к компромиссному варианту –
иметь одну более прочную связь и несколько вспомогательных.
Но при всём при этом у низкоранговых самцов зачастую просто не было другого выхода, кроме как оплачивать свой доступ к телу. Даже при том, что отцом большинства детей этой пра-женщины скорее всего будет не он. Такая практика, по сути является разновидностью полиандрии.
Кстати, именно необходимость для самок иметь индивидуального кормильца открыла для низкоранговых самцов реальную возможность передавать свои альтруистические гены потомкам.
Групповая форма брака длилась у предков человека очень долго, и естественный отбор за это время сильно изменил физиологию женщины. Неудивительно, что от этого этапа эволюции у нас осталось много инстинктивных программ:
Во-первых: женщина гиперсексуальна, и поэтому люди спариваются не только с целью оплодотворения (на фоне протекающей овуляции), а ведут половую жизнь как бы саму по себе, как самоцель, как нечто самодостаточное.
Во-вторых: женщина может (как сознательно, так и бессознательно) применять поощрительное спаривание во благо себе и своим детям.
В третьих - запутано отцовство. В отличие от обезьян, у женщин момент овуляции никак не проявляется внешне. Поэтому женщина даже сама может не знать, кто является истинным отцом её ребёнка.
Далее, в ходе экономического развития человечества, при переходе от собирательства к воспроизводящему хозяйству, в какой-то момент для женщины стало излишним кормиться у нескольких разных мужчин - стало хватать одного, или одного богатого на нескольких женщин, да и она сама стала экономически более значимым субъектом. В этих условиях, если исчезла необходимость кормиться у многих, автоматически исчезла и необходимость этим многим и отдаваться! В силу этого представляется естественным желание наших предков зафиксировать брачный союз (моно или гаремный), что не только отвечало новым экономическим условиям, но и препятствовало распространению венерических заболеваний.
Автоматически это отвечало и каким-то идеалам справедливости для низкоранговых мужчин - вместо первобытного “у доминанта - всё; у остальных – ничего” появилось “каждому мужчине - по женщине”.
Резюме:
Принцип незаменимости самки - помноженный у человека на крайне высокий репродуктивный вклад женщины в воспроизводство вида - сделал женщину, в парных отношениях с мужчиной - "облигатным паразитом". То есть самостоятельно (в условиях дикой природы) - женщина не способна (как другие высшие приматы) - вырастить детёныша. Поэтому - возникла необходимость привлечения мужчин - к заботе о женщинах и детях. И обеспечении детным женщинам - своеобразного паразитирования на мужчинах и их ресурсах.
В этих отношениях вектор заботы однонаправлен: от мужчин к женщинам и (через женщин) к детям.
Поэтому - ухаживающий мужчина, на инстинктивной основе демонстрирует женщине качества защитника, добытчика и кормильца (в преломлении культурных традиций, конечно). А женщина соглашается его принять - если уверена, что его намерения серьёзны, а умения ДОСТАТОЧНЫ.
Чтобы быть эффективными защитниками, добытчиками и кормильцами - мужчины более крупные, по отношению к женщинам, более сильные и агрессивные. И даже более интеллектуальные.
Но проявлять эти свои качества они должны в рамках "инверсии доминирования" - то есть во благо своих женщин и детей.
Поэтому социально - формируется как бы две зоны доминирования. В жилище - зона доминирования женщины. Здесь она действительно главная. А также - побуждающая мужчину к действиям вне своей зоны доминирования. Зона доминирования мужчины - взаимоотношения с внешним миром. Здесь главный он. Потому, что насколько хорош мужчина в качестве добытчика, кормильца и защитника - зависит благополучие и даже жизнь его семейства.
Причём НОРМАЛЬНОМУ мужчине, с нормальной мужской программой поведения - реализация этого своего "внешнего доминирования" и подчинение женщине в зоне её доминирования - должны доставлять удовольствие и удовлетворение (эмоциональное подкрепление правильного исполнения инстинктивных программ).
Все мы знаем примеры, когда брутальный альфа-самец, в своём "обиталище" - с удовольствием передоверяет все ответственные решения - женщине. Расслабляется, отдыхает... Ощущая свой дом - как свою крепость.
И искренне радуется - когда может сделать что-то хорошее для своей жены и своих детей. Совершенно не боясь "уронить своё ранговое положение".
Вспомните сколько детского восторга вызывала игра со своим папой в "лошадки"! Это ощущение счастья - с нами идёт через всю жизнь...