Вообще-то, прежде чем давать в школе Толстого, в ней сначала проходят другие произведения. Нагрузка вполне равномерно распределена. Сначала Тарас Бульба, повести Белкина, Мцыри. А Толстой это последнее произведение. И лучше, конечно, читать его летом между десятым и одиннадцатым классом. Когда никто не дёргает и можно нормально погрузится в роман. Да, безусловно, это очень масштабное, многоплановое произведение, в нём затрагивается множество тем, там каждое предложение наполнено смыслом. От этого может перегрузиться голова, может даже начать клонить в сон с непривычки. Но это нормально, это отличная тренировка. От сложных задач по стереометрии или химии тоже голова гудит. Так что теперь? Только лёгкие задания оставлять? Если так сделать, то просто через некоторое время то, что сейчас легко, станет сложно. И надо будет упрощать ещё больше.
Не расстраивайтесь, если вам скучно читать Толстого. ) Даже если он вам не нравится и не интересен, соприкосновение с литературой такого уровня, с интеллектом такого масштаба всё равно исключительно полезно. Хотя бы потому, что он вам предложет к размышлению множество вопросов. У него нет, кстати, многостраничных описаний деревьев. Вы, видимо, не читая, просто поверили кому-то, кто сказал, что читал.
Задачи школьной программы — развить навыки (читать, понимать прочитанное, формулировать свою собственную мысль, аргументировать свою точку зрения) и знакомить учащихся с наследием отечественной литературы. Так делают во всём мире. Английские школьники изучают Шекспира, французские — Бальзака, а русские — Толстого.
И вы не обязаны любить всех этих писателей, не обязаны считать их богами-олимпийцами, не обязаны во всём с ними соглашаться. Просто научитесь у них наблюдательности, умению доносить свою мысль через слова. Чем более сложные мысли вам доступны, тем интересней ваша жизнь. Если вы пропустили через своё сознание Войну и мир, осмыслили её и даже просто чисто технически прочли столько букв, то вы, скорее всего, сможете прочесть и понять вообще любое художественное произведение.
Опять же, школьная программа рассчитана (ну или должна быть рассчитана) на то, чтобы раскрыть интеллектуальный потенциал нации. Как может появиться в стране химик или инженер, если в школе детям даже не сказать, что есть такая наука химия или не дать навыков черчения. То же относится и к литературе. Сокращать и упрощать школьную программу или нет — это огромная и сложная дискуссия все последние годы. Я надеюсь, что её не будут упрощать. Я рада, что в свои 14 лет пережила благодаря Войне и миру целую гамму сложнейших чувств, передумала кучу мыслей. Хотя тогда он мне вообще не понравился, показался противным стариком, который препарирует своих персонажей, как Базаров лягушек. А через десять лет я перечитала его просто влёт. И это было новое удовольствие. В более зрелом возрасте я прочитала его философские работы. И вновь обогатилась. )
Не нойте, столкнувшись с препятствием, преодолевайте и идите дальше. Более сильным, знающим и умелым. ))
Знаете ли, читать описания деревьев по 200 страниц это нудятина.
Очевидно, потому что, читая Льва Николаевича, необходимо страдать и мечтать о лете, когда ты, наконец, окажешься на даче или берегу моря и сможешь прочесть прекрасные "Марсианские хроники" или "Вино из одуванчиков", которые будешь любить нежной любовью всю оставшуюся жизнь.
Это Брэдбери сложный и интересный? Ахах!)))