Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона князь Владимир назван каганом?

ИсторияНаука
Анонимный вопрос
  · 2,6 K
Кандидат исторических наук, главный специалист Государственного архива РФ  · 16 авг 2017

Доктор исторических наук Виктор Владимирович Пузанов в своей книге «Государство и общество Древней Руси глазами современников» пишет по этому поводу:

«Титул каган пришел на Русь еще в языческую эпоху. Возможно, некоторые представители христианской “интеллектуальной среды”, Иларион в частности, пытались привить данный термин к политическому древу Древней Руси, тем самым еще более усилить идеологическую легитимацию власти киевского князя. Только, судя по всему, эти старания закончились неудачей – заморские пасынки не привились на русском политическом древе.

Не исключено и еще одно объяснение использованию титула каган Иларионом. Перечисляя социальные группы населения, он использует книжные, а не взятые из реальной жизни термины. Вполне возможно, что в условиях начального этапа формирования древнерусской литературной традиции, накладывавшемся на начальный этап становления социальных и политических институтов, Иларион пытался использовать понятие каган как книжный аналог реальному князь»

(Пузанов В.В. Государство и общество Древней Руси глазами современников (XI — начало XII века): историко-антропологические очерки. Ижевск, 2012. С. 28).

Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 2 июл 2018

Да элементарно же! Ближайшим к Киеву мощным и влиятельным государством был Хазарский Каганат. Святослав (который на самом деле Свэндеслейф) его разуплотнил и титул кагана остался вакантным. Абсолютно то же самое было после того, как к началу 16 века перестали существовать и Золотая Орда, и Византия, а московский князь Иван ІІІ присовокупил к себе титул царя (царь - цесарь - caesar)