Не уверен в правильности суждений и верности утверждений в вопросе.
Попробую раскрыть свою позицию в рамках мнения сформированного через собственную призму восприятия, без каких либо попыток выставить автора неправым - просто здоровый дискус.
Начну с самого начала, с начальной школы (где-то там это и происходит впервые).
Прилежные дети, которые учат уроки, слушают старших и не мешают процессу обучения зачастую получают лучшие оценки чем их сверстники хулиганы что вполне логично и объяснимо.
Но при этом хулиганы могут себе позволить такие вещи как ненормативная лексика, вредные привычки, рукоприкладство.
Таким образом хулиганы в детстве хотят казаться взрослее, хотят казаться круче и получают таким образом авторитет (все дети хотят быть взрослее как можно раньше, чтобы к ним относились серьёзнее).
При этом чтобы считаться крутым нужен предмет сравнения, коим и выступает первый - прилежный ребёнок, который не может себе позволить такое поведение ввиду воспитания или чего-то еще.
В тот период в головах формируется следующее: Вася-ботаник, заучка и т.д. а Петя крутой, взрослый и ваще он курит.
впоследствии Вася вырастает, находит работу и круг общения себя подстать, в котором нет вот таких петь, и возможно даже забывает о существовании таковых.
В свою очередь Петя, который вёл вольный образ жизни и никто ему был не указ, вырастает и начинает жить исходя из навыков, знаний и жизненных принципов. И если у Васи есть все знания и навыки и знания для карьеры, то вот Петя ими не обладает, и поскольку он не умеет выстраивать коммуникации и располагать людей к себе умом, он пользуется тем что умеет, грубой силой. И поэтому Вася живет своей жизнью в которой нет таких петь, и пересекается с ними очень редко, а все Пети пытаются выплыть за счет друг друга, кто сильнее тот и выше. Я думаю что как то так все и происходит (а может и нет)