Великие произведения русской литературы (да и любой другой) построены вокруг больших переживаний, экстремумов жизни.
Как говорил Высоцкий, не интересно петь про человека, который просто сидит на диване. Великая литература - всегда про любовь, смерть, подвиг, предательство, гибель человека или его возрождение. А у Шекспира не так что ли?
И великая русская литература всегда очень жизнеутверждающа, она про возрождение человеческой души, про лучшее в нас.
Вот чего там нет, так это дешевенького современного "позитива", мелкого счастья буржуазной сытости.
Сразу же вычеркните из своего списка осуществление мечты. Мечта – это понятие не только мелкое, но и с точки зрения классики вредное. Придавать какое-либо значение мечтам потребителей стали только в 20 веке.
Русская классическая литература только смеялась над человеческими мечтами. "Шинель" – это о том, чем закончилась мечта маленького человека. Еще можно почитать рассказ Чехова "Крыжовник", о том, как служащий мечтал о своей даче всю жизнь, купил ее, а потом наелся зеленых невкусных ягод и умер.
По Толстому человек только тогда становится счастлив, когда его мечты и устремления совпадают с великим человеческим предназначением, но заданным не самим человеком, а Богом, Природой и Историей.
Преодоления же жизненных обстоятельств и побед – сколько угодно.
В «Войне и мире» Пьер теряет деньги, попадает в плен, голодает, терпит измены и несчастливый брак, а потом обретает счастье в семейной жизни. То же самое можно сказать о Наташе Ростовой, Николае Ростове, княжне Марье. Наполеон же не может стать счастливым, потому что он мелок (с точки зрения Толстого), честолюбив и идет против Истории.
"Анна Каренина" - Кити и Левин терпят многое, но в конце концов обретают если не счастье, то цель жизни в семье.
«Дым» Тургенева – тоже.
Гоголь «Ночь перед рождеством» - кузнец побеждает черта и достает черевички, завоевывая невесту.
Пушкин «Руслан и Людмила» - витязь спасает «damsel in distress».
Пушкин «Капитанская дочка» - Гринев не боится разбойника и спасает честь и жизнь, правда, остается очень бедным в конце.
Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» жители вытерпели столько… ух! Уже то, что они выжили при таких начальниках можно считать достижением.
Начал еще перебирать в памяти… Горького «Мать», А.Белого «Петербург»… нет, это все не то. Чем ближе литература к 20 веку тем сильнее ощущение надвигающейся катастрофы, конца. Только еще у Пушкина в сказках можно было победить зло силой оружия. А дальше... или ты честь потеряешь, или жизнь, или еще что-нибудь. Нет, скудна русская литература на истории побед в западном понимании. Получается, что начал опровергать, а по сути как бы подтвердил.:)
Мне кажется русская литература преимущественно отдает какой-то обречённостью. Почему когда говорят про глубину русской души в произведениях это стоит рядом с какой-то русской тоской, пусть и красиво, богато описанная, но по сути - нытье из произведения в произведение. Суть в ней: простой человек со своими переживаниями всегда оказывается слаб и немощен перед какими-либо обстоятельствами, барьеры эти зачастую сильнее всего того, что может предпринять, или немного другой сюжет: у героя в принципе все хорошо, но внутри него какая-то сила, которая тянет его на дно,погибель, разлуку с близкими и тд, это снова про обреченность. Почему читаешь например американскую прозу и хочешь жить и действовать, закрываешь Достоевского и хочется повеситься на ближайшем фонарном столбе, потому что видишь вокруг себя многое, о чем писал автор тогда и знаешь как все закончится. Какая психология должна сформироваться у читателей, на сколько легко такими людьми управлять
Вы задаете сложные вопросы, на которые не так то просто ответить.
Основа великой русской литературы - реализм. Не дно, не трагедии, а Реальность. Что и сделало русскую культуру неотъемлимой частью европейской.
И да. Произведения Достоевского жизнеутверждающие. Но надо дочитывать до конца и хотя бы немного владеть социальным контекстом.)
"Дочитывать до конца"..дельный совет, спасибо!
Величайший русский фольклорист Михаил Успенский написал «Там, где нас нет». Очень жизнеутверждающе. А вообще, очень размытое определение «великие произведения русской литературы». У Бердяева все очень жизнеутверждающее. Потому что православное.