Скажите честно, как по-вашему, а много вообще выпускников школ поступают куда-то, имея хоть приблизительное представление, зачем они туда идут и чего хотят от жизни?
На мой взгляд, начиная с 90-х годов у нас в стране продолжает растет мощный диктат образования как маркера минимального статуса.
Нет образования, значит, совсем тупой, не смог справиться с тем, с чем справляется большинство. Какое уж тут будущее?
Не доводилось ли вам слышать такие чудесные фразы от родителей как "ты главное поступи и выучись, а там уж решишь" или что-нибудь в том же духе?
Моё мнение об истоках этого процесса кроется в тех же самых 90-х. Перечислять причины долго, но вкратце так: и платное образование открыло дорогу многим, и страшная армия была слишком уж неприятной альтернативой для тех молодых людей, у которых был шанс попасть в ВУЗ, и мечты о лучшей жизни, которая, конечно, намного легче дается человеку образованному.
Важно, что эта тенденция продолжается сохраняться. Боюсь, что большинство учащихся школ толком не задумываются над вопросом, хотят ли они высшее образование, зачем оно им нужно и чем им хочется заниматься в жизни.
Дамоклов меч ЕГЭ мерцает уже даже над головами пятиклассников, чего уж говорить о запуганных детях более старших классов?
Напоследок хочется вспомнить две вещи:
Первое, это чудесная в своей ужасной актуальности цитата Долорес Амбридж из вселенной Гарри Поттера: "современное образование нацелено не на получение навыков, а на успешную сдачу экзаменов".
И второе, байка моей доброй подруги, которая преподает в школе.
Когда она была ещё студенткой и проходила практику, её невероятно впечатлил скринсейвер, транслировавшийся через проект на доску.
Часы с обратным отсчетом.
"До ЕГЭ осталось ..." - и безжалостные миллисекунды несутся так быстро, что становится страшно.
Каждая перемена, каждый простой ноутбука преподавателя запускал эту неумолимую бомбу, спастись от которой нельзя.
В общем, сынок, ты главное учись. Ты главное поступи, а уж там видно будет.
Так в чем же соль?
Учусь в педагогическом ВУЗе на непедагогической специальности. Так сложилось, что ну уж очень хорош инъяз в РГПУ, и высшая школа перевода в сотрудничестве с МИД РФ на базе ООН тоже при нашем ВУЗе. Такие вот непедагогические причины учебы в педагогическом университете.
Потому же , почему и большинство учащихся в инженерных вузах на чисто инженерных специальностях вообще не планируют работать даже близко к инженерным направлениям. Очень многие считают , что образование не нужно совсем , нужен только диплом,"бумажка". И идут за ней туда , где ее проще получить.