«В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра — достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон», - сообщал о проделанной работе скульптор Николай Рамазанов литератору Нестору Кукольнику в письме от 22 февраля 1852 года.
Слухи же о том, что Гоголь перевернулся в гробу, появились после перезахоронения останков писателя — с ликвидируемого кладбища Свято-Даниловского монастыря на кладбище монастыря Новодевичьего: 31 мая 1931 года вскрыли могилу и обнаружили, что голова писателя наклонена влево. Что многими исследователями объясняется просто: работы велись почти через 80 лет после погребения, к тому времени доски гроба прогнили и просели под тяжестью земли, надавив в первую очередь на череп, из-за чего он повернулся. Или же его так задела сместившаяся, опять-таки под тяжестью земли, крышка.
Свою лепту в разговоры про переворот Гоголя внесли писатели, присутствовавшие тогда при эксгумации. Мало того, объявили о том, что в могиле классика вообще не было черепа. Владимир Лидин, к примеру, оставил такой мемуар: «Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами; на IX были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4—5 сантиметров, это даёт безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остаётся загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку» («Перенесение праха Гоголя», 1946). Он же приводил версию, что череп выкрали при реставрации могилы писателя в 1909 году и - по заказу купца Алексея Бахрушина, мецената и основателя театрального музея, ныне носящего его имя. В коллекции этого собирателя, как утверждали злые языки, имелся еще и череп актера Щепкина...
Позже Лидин рассказывал студентам Литинститута, где преподавал в 70-е годы, что череп у Гоголя все же был, но — повернутый. Что заставило изначально сочинять эти небылицы? Скорее всего, это были попытки как-то сгладить собственное неприглядное поведение: некоторые из присутствовавших при вскрытии могилы литераторов пытались утащить от останков по клоку себе на память. Сам Лидин одно время хвастал, что якобы отрезал от гоголевского сюртука кусок, который использовал для футляра под первое издание «Мертвых душ». И наблюдавший перезахоронение Всеволод Иванов возмущался, что такие писатели не могут зваться высокодуховными людьми. За что, видимо, «высокодуховные люди» после приписали ему кражу гоголевского ребра...
В 80-е годы писатель Юрий Алехин, у которого все тот же Лидин вел семинар прозы и от которого он лично слышал, что череп в гробе все же был, работал в Литературном музее и предпринял собственное расследование по окончательному «возвращению» головы на место — в очередной раз и снова не без участия литераторов (Юрия Бондарева, Андрея Вознесенского) пошли слухи о том, что покойному Гоголю лежалось не спокойно. В частности, Алехин нашел в ЦГАЛИ результаты экспертизы, проведенной сотрудниками НКВД при вскрытии могилы — там и намека на нечто подобное нет.
Точку же в «истории с переворотом» поставил известный литературовед, главный редактор академического полного собрания сочинений Н.В. Гоголя, профессор РГГУ Юрий Манн, относительно недавно обнаруживший в рукописном отделе РНБ (бывшей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина) оригинал письма скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску с лица Гоголя — отрывок из него и процитирован здесь в самом начале.
А перипетии с гоголевским черепом все-таки нашли свое отражение в литературе. Не случайно же, говорят, Михаил Булгаков отрезал в своей знаменитой книге Берлиозу голову трамваем, которую затем похитили из гроба. А писатель Анатолий Королев в том числе и об этом целый роман сочинил - «Голова Гоголя» (1992).
А на счет слухов, что крышка была исцарапана изнутри, что-то можете сказать?
Это один из литературных мифов, если бы их не было, то не было бы и литературы. Я всегда в таких случаях говорю: верить надо в то, во что верить хочется. То, во что Вы верите, то и существует. Но фактологии, которая могла бы доказать этот тезис, не существует