Это довольно сложный вопрос, ответ на который зависит от критериев выборки достижений математических факультетов среди ведущих университетов мира. Мой поиск России в списках лучших программ (школ) среди математических факультетов мира привёл к нерадостному результату. Наивысшее место России было в списке Академической Классификации Мировых Университетов в Математике (Academic Ranking of World Universities in Mathematics, 2015), составленном по Шанхайской Классификации (Shanghai Ranking).
Шанхайский рейтинг по математике за 2015 год основан на двух критериях: награды за достижения в математике (например как медаль Филдса — «Нобелевская премия» по математике), и значимость исследований (например по результатам публикаций в высококлассных журналах). Считается, что этот список дaёт в целом точное представление о лучших программах (школах) по математике, но очевидно, что однозначным он являться не может.
50 лучших математических школ мира (2015)
1. Princeton University
2. Stanford University
3. Harvard University
4. University of California, Berkeley
5. Pierre and Marie Curie University (Paris VI)
6. King Abdulaziz University
7. University of Oxford
8. University of California Los Angeles (UCLA)
9. University of Cambridge
10. University of Paris-Sud (Paris XI)
…
20. Duke University
…
30. University of California San Diego
31. Moscow State University
…
40. Chinese University of Hong Kong
…
50. Harbin Institute of Technology
Так что ответ — НЕТ. Математика в Российском образовании НЕ "сильнее",чем в США, Франции, Саудовской Аравии, Англии, Швеции, Китае, Японии и Германии.
Даниил, вы даже не знаете, что математические факультеты во всем мире выпускают не только "чистых" математиков, но и программистов и матфизов и специалистов по нейтронным сетям, теории распознавания образов, криптографии, фрактальной геометрии, теории игр и много много других интересных ветвей огромного дерева математики. И если студент в РФ стал после окончания вуза брокером на бирже, то это проблема этого студента и факультета, который он окончил. И такое встречается везде и в РФ, и в Китае и в США. Но если он, будучи математиком, стал физиком и добился успехов, то рейтинг его математического факультета вырастет автоматически.
А в западные университеты именно потому уезжают, что образование там лучше. Вот список этих лучших и приведен в моем ответе.
Например во Франции (Университет Монтпельер ||), мне встречались математики (доктора наук) из России. Очень высококлассные специалисты именно в чистой математике. Их пригласили французы коллеги и в совместных публикациях они писали и имена материнских Российских вузов, откуда их нашли и пригласили. Вот именно они и такие как они и подняли рейтинг России до 31-го места.
А ваш вывод: — "Критерии не отображают действительность" поражает своей логичностью и осведомленностью.
Ну так студенты, которые занимаются чистой математикой, уезжают в магистратуру или аспирантуру на запад и там получают различные награды. А в РФ люди идут в коммерческие компании, поэтому никаких наград у них и нет.
В России нет системы науки на сегодняшний день. Любые достижения происходят не благодаря, а вопреки сложившемуся положению вещей и основаны на личностях, а не на механизме работы научных институтов.
Скажем, что бы опубликовать статью в российском научном журнале категории ВАК необходимо отдать за это удовольствие в среднем 8 тысяч рублей. А от куда у преподавателя такие деньги при том, что, скажем, в Петербургском университете средняя заработная плата 30 тысяч рублей. Для того, иметь более приличный доход преподавателю необходимо трудоустраиваться на дополнительные места работы, что значительно увеличивает его нагрузку, а радикально его финансовое положение все равно не меняет. Плюсом идут 10 - 15 тысяч. НО, допустим, он смог с этих денег найти средства для публикации, но где теперь взять силы, когда каждый день с утра до глубокого вечера он где-то преподавал или что-то еще делал?
Это лишь небольшой пример, который, на мой взгляд, так или иначе характеризует состояние науки. Наука плохо развита, потому что желающих туда идти не так много. Безусловно, есть отдельные личности в российском сообществе, которые достигают больших результатов. Но ведь речь в вопросе шла именно о научной школе, наличие некой системности. А системности просто на просто нет.
Да, в России невозможно нормально заниматься наукой, поэтому студенты, желающие ей заниматься, уезжают на запад, где и получают свои награды, цитирование и прочее. В вопросе речь шла о математическом образовании в сравнении с европейским. Российские школьники выигрывают олимпиады гораздо чаще европейских, российские студенты занимают места выше, чем европейские. Из этого следует, что европейское математическое образование хуже российского
Российские школьники выигрывают олимпиады гораздо чаще европейских, российские студенты занимают места выше, чем европейские.
Дайте ссылки со статистикой, а то так и будете минусы получать.
Пятисемиты не входят в список лучших?
На этот раз не согласен с постом. Подобные рейтинги (Шанхайский и проч.) основаны на наукометрических показателях, и не позволяют судить о реальном качестве образования и математических знаниях, навыков, а тем более талантах. В западе это стандартный способ для зарабатывания славы и денег, относительно сухой и расчетливый. В России же математика - это состояние души. Русский профессор может 5 лет не публиковать статьи в журналах, но на одном дыхание въебать объяснение гипотез Римана, понятия дифференциальных топологий и другие сложные штуки. Да, он вряд ли заработает за жизнь много денег и будет пользоваться популярностью у бюрократического начальства. Но он будет Математиком. С большой буквы.
Вы знаете про математический институт им. Стеклова, про Перельмана? Думаете, на западе существует много людей способных доказать одну из проблем тысячелетия?
Вы посещали курсы независимого московского университета, может быть, хотя бы смотрели какие-то лекции? Сколько еще существует в мире подобных организаций, с ТАКИМ уровнем изложения математического материала и с таким уровнем закончивших его выпускников?
Вам вообще не стыдно сравнивать русское мат. образование со шведским или саудовской аравии и говорить еще, что оно не лучше ???
А почему бы не сравнить росмийскую матеиатическую школу с другой?) В Индии, Китае, Европе не все так плохо, мне кажется.
Да и нельзя сказать, что европейцы все такие бездуховные и работают только ради денег. Есть в научном сообществе и те, кто живет весьма скромно, отвергнутый массой и поглощенные исключительно наукой. Да и потом как вы в хорошем научном журнале опубликуете какую-нибудь хрень только ради своего заработка? Думаю, не все так просто:)
Потом, я тут решил посмотреть список , награжденных Филдсовской премией. И знаете, там довольно много россиян. Но так же там много немцев, бельгийцев, канадцев, иранцев, китайцев. А именно. С 1998 года 6 россиян, 6 французов, 2 британца, 2 иранца, 3 американца, 4 француза
Если с 1994 года смотреть, то там 6 французов и 6 россиян. Мне кажется, это и есть ответ на вопрос. Безусловно, в России масса талантливых математиков, но их не так уж и мало в других странах.
YA M
Не думал, что нужны будут ссылки, но вот школьники: imo-official.org
Со студентами можно ознакомиться по годам: org.uk
Ну в общем вы поняли
Вот здесь мнение российского математика, преподающего в Швейцарии:
Действительно хорошее, объективное интервью с фактами
А НМУ и Матфака ВШЭ в рейтинге вообще нет?
Ответа я не дождался.
Но если их там действительно нет, то рейтинг - говно.
Особенно смешно говорить про награды. Западный мир кого хочет того и награждает. Яркий пример тому нобелевка. Даже уже свои внутренние награждения стали глубоко политизированы.
Действительно критерии оценки явно не эффективны. Например не оцениваются знания людей не занимающиеся наукой. Но другой оценки пока нет.
Достаточно просто посмотреть на результаты математических олимпиад. А в рейтинге бабы Гали внучка бабы Гали очевидно будет первой.
Очень советую прочитать статью нашего Великого Математика В.И.Арнольда: "О преподавании математики".
Вот одна выдержка из этой статьи:
"Другой французский школьник (на мой взгляд, вполне разумный) определил математику так: «там есть квадрат, но это нужно ещё доказать».
По моему преподавательскому опыту во Франции, представление о математике у студентов (вплоть даже до обучающихся математике в École Normale Supérieure — этих явно неглупых, но изуродованных ребят мне жалко больше всего) — столь же убого, как у этого школьника."
Статья очень глубокая. Достается и российскому образованию.
А, в принципе, на мой взгляд, это общемировая проблема.
На мой взгляд, теряется понимание: что такое, вообще, "Знания." Часто под Знанием понимают просто хорошую память на факты - посмотрите, на том же Дзене: "Вы гениальны, если ответите на 10/10 вопросов" И далее вопросы типа столицы какой нибудь богом забытой страны, или название экзотического фрукта, который в России видели единицы...
Нет. Знание - это ОБЪЯСНЕНИЯ совокупности фактов, а не сами факты. Это принципы и закономерности, инварианты и обобщения...
Вот на том же Дзене висит: "Ученые математики спорят сколько будет типа 10/2(3+2)? 25 или 1? Бред полный, и крайне вредный. Это не математическая задача. Только "юристу"(в кавычках), склонному к казуистике, могло придти в голову такое. Математики просто договариваются о синтаксисе и не будут заниматься этой фигней: поставят скобку где надо и все тут. Но это выдается за математику. Уроды!!!
да схренали от советской сильнейшей когда то в мире математической школы не осталось ничего.
Да, в этом не раз убеждаюсь, когда работаю с учениками из Европы, в большей степени Англии. Ученики жалуются на слабый уровень преподавания в их школах, по сравнению с Московскими.
Очень интересный опыт. Какой уровень английского должен быть, чтобы начать преподавать за границей?
А как вы математический выхлоп измеряете?
Правда. И не только математика. Российское образование все сильнее европейского. Собственно, главным образом поэтому Россия и опережает остальные страны в технологическом и экономическом развитии. Причем российское образование сильно даже не отдельными предметами, а их комплексом, идеально подобранным еще нашими предшественниками из СССР.
Если посмотреть на результаты Международной Математической Олимпиады, то можно заметить, что Россия занимает 3 место по количеству золотых медалей, обгоняют её только Китай и США. Если посмотреть ниже, то можно увидеть Венгрию, Болгарию, Румынию и Германию. Из этого можно сделать вывод, что Российские школьники-математики гораздо сильнее европейцев, особенно из Западной Европы
необоснованные фантазии автора.