Это миф. Миф основанный на двух письмах.
Из первого обычно приводят вырванную из контекста фразу из конца письма. Чтобы понять, нужно вспомнить, что некоторые очень близкие Толстому люди пытались как-то примирить его с православием.
Двоюродная тетя Александра Андреевна Толстая. Старше его на 11 лет. С ней Толстой переписывался всю жизнь и сказал, что это главная переписка его жизни, лучший материал для его биографии. А в детстве он упоминал даже о том, что мог бы в неё влюбиться. Она была не просто верующей, но религиозным человеком. Поэтому постоянно обсуждала с Толстым эту проблемную тему и обсуждала очень горячо.
Вот ей то он и написал фразу: "И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно."
Однако, если вы прочитаете письмо целиком, то поймете, что фраза имеет немного иное, чем прямолинейное, значение. Отстаньте от меня с агитацией за православие, не считайте отступником, бывшим своим, смотрите на меня как на чужого, но при этом хорошего. Вы же не станете агитировать доброго мусульманина, вы скажете, давайте дружить как есть, я добрая христианка, вы добрый мусульманин.
Вот текст письма: ссылка. Это 1884 год.
В 1909 году Толстой написал постороннему человеку подробное письмо, из которого можно понять его отношение к проблеме. Фрагмент. А прочитать лучше полностью.
Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого Бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений.
Для Толстого истина -- христианство, но христианство чистое, такое, как он себе представлял, старался составить. Ведь он сам даже и переводил Евангелия в соответствии со своим пониманием.
А магометанство выше церковного православия. А не христианства Толстого.
При этом чем именно выше и почему -- подробнее в письме. Коротко -- простотой. Убрать богословие, молитвы, сложность богослужения.
На самом деле, рискну сказать, Толстой ошибался на счет простоты ислама. Хотя, со стороны, в чём-то он кажется проще. Например тем, что в исламе нет священников. В исламе Толстой, будучи гением и стремясь быть учителем, мог бы быть имамом.
Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.
вики
За что минусы-то? :)))))
Это невозможно(даже после отлучения от русской православной церкви), так как перед самой смертью Лев Толстой подал просьбу об отмене анафемы и скончался, так и не дождавшись.