Доброго вечера.
1.Прежде чем говорить о святости человека, скажу что подлинно свят только Господь: Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.[1]
Святость Божья выражается в Его всеобъемлющей любви ко всем Своим творениям: Бог есть любовь, пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог пребывает в нем. 1Ин.4,16. Но не только в любви выражается святость Божья, но и в Его премудрости: Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек. Сир.1,1. Премудрый Господь ведает все тайны мира, включая тайны добра и зла. Премудрый Господь творит совершенный суд над людьми: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Ин.3,19-21. Перед тем как были изгнаны наши прародители из рая Господь сказал: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Быт.3,22. После грехопадения Адам стал знать что такое зло, от чего в некотором отношении уподобился Богу. Премудрость Божья сочетается с Его всеобъемлющей любовью к людям.
Исходя из описанного, делаю вывод, что святость Божья заключается как в Его любви, так и премудрости.
2.Как было сказано выше, что мы - люди не можем быть сами по себе святы, но только через причастие святости Божьей. Исходя из этого святой человек в своем совершенстве обладает как сильной любовью к Богу и людям, так и премудростью. Призывы к мудрости звучат уже от Иисуса Христа: итак будьте мудры, как змии, Мф.10,16 и апостол Павел также призывает своих учеников быть мудрыми: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 1Кор.14,20. Но как Иисус Христос призывает учеников быть незлобивыми и не злопамятными, от чего проводит сравнение с детьми, так и апостол Павел призывает к тому же. Именно эти качества отличают святого человека от других людей, которые еще не совладали со своим внутренним злом.
Святой человек видит явно грех в человеке, видит его разрушающую силу, от чего оказывает милость к бедному грешнику. Но святой не просто видит грех в ближнем человеке, он и осуждает этот грех и старается бороться с ним возможными средствами. Суд есть проявление мудрости святого, потому как без суда невозможна богоугодная милость к человеку (под богоугодной милостью подразумеваю милость к человеку как к образу и подобию Божьего, а не снисхождение к его греху). Можно сказать что суд есть орудие милости, от чего и в Писании сказано, что милость превозносится над судом.
Суд грешного человека имеет совершенно другое качество. Суд происходит без милости, такой суд исходит не от любви человека, а от его греха. Поэтому грешный человек часто ищет малейший повод безжалостно осудить ближнего. Грех такого человека искривляет значимость греха его ближнего, от чего грех может выдаваться как великий грех, что является значимой причиной унижения ближнего. Именно поэтому Спаситель призывал не судить: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Мф.7,1-5. Очевидно, здесь Иисус Христос имеет ввиду суд грешного человека, поэтому говорит об условиях праведного суда, который возможен только при очищении сердца. В другом месте Господь упрекает фарисеев, что они оставили важнейшее в законе: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Мф.23,23. Именно праведный суд, милость от сильной любви к ближним, крепкая вера есть качества святого человека.
1.Источник: https://azbyka.ru/svyatost
....
На этому завершаю свой ответ. Будут вопросы по нему - пишите.
Всего доброго...
Нет, не думаю, что в данном случае имеет место подобное предположение. Скорее, святой человек не способен совершить грех(?), нежели не увидеть его. Грех виден святому, как чёрная клякса на белоснежном листе бумаги. (прошу простить мне столь невыразительный пример). Но это не означает, что, увидев грех, святой потеряет святость.
Странный какой-то тезис. Вот Христос считается безгрешным, значит ли это, что он не видит ни в ком греха? Как раз наоборот — видит и сильно страдает от несовершенства людей.
Живые люди святыми не бывают. Святость -прерогатива умерших людей. Святость - от слова "Свет", светиться, светящийся. Светится Дух умерших людей. У живых такое невозможно. Более того -нельзя живого человека выставлять Святым. Это привлекает смерть. Поэтому Вы правильно думаете.
Это утверждение будет истинно если считать абсолютной святостью состояние до грехопадение человека. Состояние совершенства не знающего самой возможности искажения.