Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

При помощи каких задач будет достигнута цель диплома Постмодернизм и принцип дополнительности в фильме Акиры Куросавы «Расемон»?

Домашние заданияПостмодернизмАкира куросава
Юрий Тубольцев
  · 753
Профессиональный литератор  · 5 июн 2022
С помощью изобретения машины времени.
Почему Вам понадобится машина времени? Потому что постмодернизм, ни как философское, ни как художественное явление, в ту эпоху еще не существовал. Фильм Куросавы "Расемон" был снят в 1950 году, спагетти-вестерн Серджо Леоне "За пригоршню долларов" появился в 1964 году. Причем о "спагетти" как об отдельном жанре кинематографа заговорили не тогда же, а десятилетием позже, когда, собственно, появился и термин "постмодернизм" - в 1970-е. Причем характерно, что к тому времени и жанр спагетти-вестерна вышел из моды, и поп-арт (изобретенное Энди Уорхолом направление в современном искусстве, пик популярности которого пришелся на 1968 год, с выходом мультфильма "Желтая подводная лодка") тоже перестал быть актуальным.
Если же мы говорим о постмодернизме как философии, то это однозначно не ранее конца 1960-х, когда стали выходить ключевые работы Мишеля Фуко.
Так что Вам придется, изобретя машину времени, перенести все это в 1950-е годы.
Но и это не все. Почему постмодернизм в искусстве, особенно в массовом искусстве, мог состояться как явление? Потому что появилась значительная целевая аудитория, способная распознавать культурный код постмодерна - т.н. средний класс. Что характерно для "зрителя среднего класса", в сравнении со зрителем времен "Расемона"? Высокий уровень образования и общей культуры, позволяющий понимать тонкие намеки, иронию, игру цитатами, проводить сравнения не только элементарного, но и сложного характера. Всего этого у зрителя  времен "Расемона" (не только японского, но и мирового) еще не было.
Скажем, главным культурным явлением в кинематографе тогда еще был итальянский неореализм, основной чертой которого была атмосфера искренности, повышенной эмоциональности. И в этом он был полностью противоположен постмодернизму, для которого фальшь (то есть отсутствие реальной эмоциональной атмосферы и морального посыла, т.н. "культурной сверхзадачи") стала не недостатком, а достоинством. Можно сказать, что неореализм воспроизводил фольклорный культурный код (для фольклора ведь тоже характерна искренность, понимаемая как доверие адресата фольклорного произведения к его содержанию).
Так что, на Вашем месте, я бы изменил название, и взял бы в качестве примера не "Расемон", а "Однажды на Диком Западе" Серджио Леоне. Учитывая, что Серджио Леоне был первым, кто не просто обратил внимание на фильмы Куросавы, но стал снимать их римейки ("За пригоршню долларов" - "Телохранитель", "За несколько лишних долларов" - "Цубаки Сандзюро"), что снимал он их в Италии ("изображавшей" Дикий Запад), что, по словам Питера Богдановича, если Лючано Винченцони писал сценарии для вестернов Леоне в жанре комедии, то сам Леоне делал из них истинные трагедии, и что одним из сценаристов "Однажды на Диком Западе" был Дарио Ардженто (позднее - культовый сценарист и режиссер "итальянского хоррора")… в-общем, меняйте название.
Или изобретайте машину времени.