Субординация - это все же не сковывание себя, а соблюдение определенного делового этикета в общении на работе. Во внерабочее время начальник и подчиненный вполне могут быть друзьями.
Научные круги, как считается, менее формализованы, и там общение может быть более раскованным, например, на встречах и конференциях, или во время проведения какого-нибудь эксперимента, хотя распределение обязанностей это не отменяет. Из того, что я видел лично - все зависит от атмосферы в том или ином институте, лаборатории. Если там изначально сложился неформальный стиль общения, он так и сохраняется, пока не сменится состав сотрудников. Если же все сразу общались исключительно по "титулам", то и субординация всегда присутствует.
Нет, не принято. Да и иерархия у учёных не очень развита. Всего существует 2 учёных степени: кандидат наук и доктор наук, и 2 учёных звания: доцент и профессор. И в них такая путаница, что разобраться кто кого выше и значительнее без поллитра не получится, а когда по поллитра в каждого учёного уже влито, то о субординации никто не вспоминает....