Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

«Синяя птица» и «Синяя птица. Реквием» в Электротеатре — разные спектакли? Стоит ли идти на новый, если видел старый?

Искусство и культураТеатрСпектакли
Анонимный вопрос
  · 1,3 K
Театровед, редактор личного архива Бориса Юхананова  · 8 дек 2021
На вопрос, стоит ли идти на любой спектакль еще раз, я всегда отвечаю, что стоит. Даже если речь идет о постановке, где все якобы неизменно. Может случиться чудо, и вы увидите нечто совсем иное. Секрет театра в его «здесь и сейчас», в неповторимости момента. На то, каким он будет сегодня вечером влияет и самочувствие актеров, и настроение режиссера во время репетиции, и вчерашние рецензии критиков, и погода на улице, и, конечно, люди в зале. Вы сами, как зритель, тоже влияете на то, с каким впечатлением выйдете из театра: как вы сегодня выспались, насколько ваш мозг успел освободиться от рабочих мыслей по дороге в театр, как хорошо вам видна сцена, кто сидит в соседних креслах. Все эти, казалось бы, посторонние факторы, в итоге влияют на целое. Поэтому, если вы пришли снова, да еще, например, притащили друга на спектакль, который когда-то привел вас в восторг, смотрите и понимаете, что на этот раз вообще все не так – не торопитесь оправдываться или резко менять свое мнение об увиденном. Возможно, это просто не очень удачный его показ. Самые упорные могут найти в себе силы прийти еще раз. Ну вдруг.
В случае с «Синей птицей» справедливо все сказанное выше: да, конечно, стоит пересмотреть. Тем более, спектакль масштабный — за один просмотр не все укладывается в голове. Но есть и другие причины.
В 2015 состоялась премьера трилогии «Синяя птица». Это был первый спектакль Бориса Юхананова в качестве художественного руководителя Электротеатра Станиславский. Этот «театральный блокбастер» (определение самого режиссера) — не просто постановка известной сказки Мориса Метерлинка, но и высказывание об истории нашей страны, в частности о судьбе конкретного театра и двух его старейших актеров, Владимира Коренева и его жены Алефтины Константиновой. Даже если вы никогда не были в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского (так раньше назывался Электротеатр Станиславский) и не видели его спектаклей, вы наверняка смотрели знаменитый советский фильм «Человек-амфибия» с Кореневым в главной роли. Этот сюжет тоже вписан в спектакль «Синяя птица». Как и воспоминания о детстве, о тяжелых военных годах, о семейных радостях и тревогах актерской пары, о товарищах по труппе, которых уже нет в живых. Воспоминания переплетаются с линиями метерлинковской сказки, а Коренев и Константинова еще и играют главных героев, детей Тильтиля и Митиль. Вернее, играли в первой версии спектакля.
Фото Андрея Безукладникова
В 2021 году ушел из жизни Владимир Коренев. Это невосполнимая потеря для всего театра, и, разумеется, спектакль «Синяя птица» в своем прежнем виде стал невозможен. Дело в том, что Коренев не просто играл в нем одну из главных ролей, он играл и самого себя, транслируя зрителю свои воспоминания. В этом плане спектакль был документальным, мемуары Коренева и Константиновой были вписаны в сценический текст.
Важно, что режиссер при этом не использовал сухой публицистический принцип представления. Напротив, все сюжеты из жизни театрализованы и обыграны сложными трюками и разнообразными пластическими и музыкальными вставками. По части зрелищности «Синяя птица» — выдающийся спектакль. В нем умещаются различные типа театра: от мистерии до фарса, а некоторые эпизоды сделаны по законам театра Но (для их создания актеры проходили тренинг с мастером из Японии Кавамура Харухиса). Режиссерские решения знакомых сюжетов из Метерлинка не просто поражают воображение, но и подсвечивают в них новые смыслы, а отважная актерская команда участвует в немыслимом количестве аттракционов. Невероятны и декорации Юрия Харикова (чего стоит один самолет на сцене!), и костюмы Анастасии Нефедовой — их около 350, и в театре даже проходила отдельная выставка. 
Все это осталось неизменным, и вы сможете увидеть это своими глазами, придя на «Синюю птицу. Реквием».
Принципиальные перемены произошли, разумеется, в актерском составе. Поскольку Алефтина Константинова тоже играла и Митиль, и себя, уход Коренева сделал невозможной дальнейшую «документальность» супружеской пары на сцене. В изначальной концепции играть могли только Коренев с Константиновой и только вместе. Поэтому было решено задать несколько иной вектор всему спектаклю. Молодые актеры театра, Михаил Соколов, Антон Торсуков, Маргарита Мовсеян и Анна Мавлитова, стали своего рода наследниками главных ролей — участвуя в репетициях с самого начала и перенимая опыт старших коллег. В новой версии спектакля они играют Тильтиля и Митиль, а также самих Коренева и Константинову. «Синяя птица. Реквием» стал спектаклем-посвящением Владимиру Кореневу и обрел новый контекст — в нем и скорбь, и трепет, и бесконечное уважение наследников-актеров к ушедшему артисту, и, конечно, всепроникающая любовь к театру, которому Коренев был так предан всю жизнь.
Фото Олимпии Орловой
Структура спектакля осталась прежней. Три части, идущие в три вечера: «Путешествие», «Ночь», «Блаженство». И сколько бы ни настаивали тексты программок и анонсов на том, что каждая часть трилогии — самостоятельный спектакль, который можно смотреть отдельно, я бы рекомендовала смотреть «Синюю птицу» целиком и именно в том порядке, как поставлены части. Мне кажется, так стоит делать со всеми многочастными спектаклями или «театральными сериалами». Даже если создатели решили вас пожалеть и зовут хотя бы на одну часть, у них все же были причины поставить несколько 
Ближайшие показы трилогии «Синяя птица. Реквием» пройдут в декабре и январе. На сайте Электротеатра есть расписание.