Ключевое понятие экзистенциализма у Сартра - свобода. Человек свободен (даже "ужасно свободен") и творит себя как "проект", творит свою судьбу сам. А Нобелевская премия для Сартра - это такой тяжелый ярлык и громкий титул, который эту свободу сразу перекрывает. Сартр будет уже не просто философом - т.е. свободно мыслящим, - а одним из персонажей галереи "почетных Нобелевских лауреатов". Такое положение он считал покушением даже не столько на его свободу, сколько на понятие свободы как таковое, в философском смысле, - а это для философа гораздо важнее.
К тому же, Нобелевская премия сильно политизирована. Сартр считал, что ее заслуживали многие писатели, которые ее не получили по идеологическим причинам. А он, Сартр, получил ее как раз больше по идеологическим (политическим) причинам, нежели по философским. И это тоже для него неприемлемо.
Напоминает поваров, которые отказываются от звезд Мишлена, чтобы жить свободно.
Вряд ли термин «идеология» вообще может быть справедливо применим к экзистенциализму. Это понятие в первую очередь используется для характеристики сознания группового, коллективного. Экзистенциалисты же делают акцент на индивидуальном сознании. Тот же Сартр полагал, что подлинное человеческое бытие проявляет себя в спонтанных, не ориентированных на социальность актах рефлексии.
Неужели не понятно? Сартр же всё наглядно продемонстрировал: в том, чтобы отказываться от Нобелевских премий.
Ж.П. Сартр отказался от Нобелевской премии, так как посчитал, что награда затронет его независимость — важнейшее понятие в его философии. Также он считал ее присуждение ему своеобразным политическим ходом. На тот момент от осуждал СССР, а в комитете Нобелевской премии царили антисоветские настроения. Его смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация комитета.