История (современных) подводных лодок начинается с последней четверти XIX века (~1875) - с лодок американского инженера Холланда. На его разработках базировались и первые русские подводные лодки, вплоть до советского "Декабриста", да и в молодой РСФСР "Холланды" служили.
- Или можно начать историю с подводной лодки Ханли (1863 г) - первое подводное судно, потопившее надводный корабль (во время Гражданской войны США (тогда САСШ) ), и при этой атаке и погибшее. Но лодка Ханли, в отличие от Холланда не имела дальнейшего промышленного тиражирования.
- В России в 1834 году прошли испытания подводной лодки Шильдера. Но всё, что "не взлетело" (вроде самолёта Можайского) в серию, считаю, что нельзя считать прообразом.
- Можно вспомнить российскую лодку Джевецкого (1880, это уже позже Ханли и Холанда). Но тема опять же не пошла. Были и другие российские проекты.
- Надо обязательно вспомнить "Наутилус" (были и другие) Фултона - под впечатлением демонстраций подводных лодок Фултона на реке Сене в Париже Жюль Верн написал "20000 лье под водой", и дал имя своей выдуманной подводной лодке имя "Наутилус", наделив её возможностями современных подводных лодок.
- Стоит вспомнить "Черепаху" Бушнелла (но это фактически бочка), которая в 1776 году имела попытку боевого применения (не успешную) в войне за независимость американских штатов от Великобритании.
- Мифилогизированное "потаённое судно" Никонова, которое так и "не взлетело", а Никонова в результате чуть ли не в острог сослали.
- ну и в древности, как сообщают источники, Александр Македонский спускался под воду в колоколе.
Только всё, что было до Холланда имеет мало отношения к подводным лодкам в нашем понимании.