К 8 марта прошлого года на Россию
было наложено куда большее количество санкций, чем на Иран. Как результат, на Западе предрекают нашей стране такую же судьбу, что и у Ирана после Исламской революции 1979 года - тогда группа радикалов захватила американское посольство и с тех пор отношения Тегерана с западным миром стали крайне напряжёнными.
В свою же очередь, санкционный режим в отношении Ирана неоднократно ужесточался или смягчался. Особенно это было заметно в 2015 году, когда группа 5+1 (постоянные члены Совбеза ООН и Германия) достигла с Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий, согласно которому Тегеран обязывался пустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, а взамен получал право на развитие ядерной программы в мирных целях. В свою же очередь Совет Безопасности ООН, Евросоюз и США снимали санкции, что привело к экономическому подъёму страны.
Однако в 2018 году санкции были возвращены практически в полном объёме из-за недоверия со стороны президента США Дональда Трампа, который обещал аннулировать сделку ещё в ходе предвыборной кампании. За более чем 40 лет санкционного режима Ирану
пришлось испытать серьёзные издержки - ограничения прав человека, низкий уровень потребления и поддержка исламистских движений. Массовые протесты, продолжающиеся после смерти Махсы Амини в сентябре прошлого года, связаны как с последствиями экономических санкций, так и с ситуацией в области прав человека, поскольку у молодёжи, выросшей в эпоху Интернета, совсем иные взгляды на будущее страны.
Между тем, Россия за последние 30 лет очень тесно интегрировалась в глобальную экономику, но за это нам пришлось заплатить крайне высокую цену - перестройкой экономики на сырьевую модель, колоссальным спадом в 1990-е годы и т.д.