В августе 1968 года, когда СССР ввёл войска в Чехословакию. Мне было 16 лет, но стало исключительно противно. Конечно осознание глубины проблемы пришло позже, уже в МГУ, куда я поступил в 69м. Сам курс, а тем более общение со сверстниками, думавшими также, помогли понять всю бесчеловечность этой идеологии. Продвигаясь по истории становилось предельно ясно, что эта доктрина ошибочна и опасна. А уж курс Истории партии поставил окончательную точку. Конечно мы не могли противопоставить этой жуткой машине ничего, кроме разговоров и надежд её неминуемого краха. Но чтобы быть честным, понимая диалектику исторических процессов и расстановку сил в мире, 91й год стал неожиданностью, и не для одного меня. Так глубоко глубоко въелась эта зараза во все области жизни, что казалось конца ей нет. Оказалось: немного подковёрной борьбы, чуть митингов и глиняный колосс разрушится.
Ваша реакция на ввод войск в Чехословакию говорит о том, что Вы уже были обработаны идейно в определенном духе.
Мне тоже было 16 лет. Для меня это был нейтральный факт. У меня не было оснований не верить официальной версии. В Чехословакии была пресечена попытка буржуазных сил уничтожить прогрессивные коммунистические силы. Я не думал так, конечно, но расшифровывал так, что Чехи были наши, а тут хотели от нас удрать. Ага! Не тут-то было. Марш назад в нашу прекрасную систему.
Я тогда еще не знал, что СССР тюрьма народов, вообще, ничего толком не знал. Как я мог осуждать ввод войск в Чехословакию? У Вас, вероятно был старший брат, может грамотный и откровенный отец, которые объяснили Вам что по чем. А я жил с мамой, которую политика до самой смерти в 1997 году в возрасте 82 года ни с какой стороны не интересовала. Для не что Чехословакия, что Конго, были одно и то же. Я с удовольствием слушал "Голос Америки", BBC, "Дойче велле", другие радиостанции. Они, понятно, что СССР критиковали, но на то они и капиталисты. Но, по сути, антисоветского они говорили мало. А, когда говорили, то их, наверное, глушили. У нас иногда невозможно было прорваться за глушилки. А иногда качество было отменное, глушилка работала на расстоянии пол миллиметра на шкале и совсем не мешала.
Я был в Чехословакии в 1989 году туристом. Сразу после бархатной революции. Вот, страна! И люди прекрасные. Я думал, если Чехословакия так живет, так как же живут на Западе? И зачем им революция, когда у них все есть и, наверное, свободы тоже предостаточно. В 1989 году в Чехословакии было похоже по уровню жизни, как у нас сейчас, только круче, и видно было, что люди живут хорошо. Но... Хорошо, где нас нет.
pks, Не знаю, почему Вы тыкаете, но отвечу: было ещё противнее.
Так вопрос в том, когда и как осознали, что домашние (личные) взгляды противоречат вслух оглашаемым в обществе.
)
В 81-м. 12 лет мне было. Увидел цифры производства сельхозпродукции и разделил на население страны (взял в справочнике).
Тогда мне стало ясно, что несмотря на все успехи комбайнеров по телевизору, сами себя мы не кормим.
Любая идеология базируется на лжи и пропаганде. Я это понял уже в старших классах школы.
Идеология это попытка запихнуть жизнь в очень простую схему. А она туда не лезет, топорщится разными неудобными фактами. И приходится их как-то маскировать, отвлекать внимание и т.д.
При этом идеология может оставаться полезной и даже необходимой т.к. большинству нужна именно простая схема.
Никак и никогда.
На пропаганде базируется любая идеология, а ложь, точнее определенные неточности и недоговоренности - элементы пропаганды.
Элементы лукавства есть везде и всегда, и СССР здесь не причем. Это частный политологический случай.
Точнее и не скажешь!
Это не ответ, а описание личных ощущений. Из комментария следует, что ложь была, но ложь во благо. А разве бывает ложь во благо?
Когда я чуть не вылетел из школы за вопрос, почему такая ободранная деревня там, куда война не дошла (восток Лен.области) , а там где была (Прибалтика) всё приличнее, богаче, культурнее . Это было наверное году в 1983 .
Чуть не вылетел из МГИМО году в 1975, когда написал курсовую работу об участии Канады во Второй мировой войне