Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Утки гуляют во дворах и у супермаркетов. Действительно ли природа Москвы так очистилась из-за самоизоляции?

Вопросы о коронавирусе
Григорий Туманов
  · 5,8 K
Первый

Из-за коронавируса большинство жителей многих городов сократили выходы на улицу, поездки на автомобилях или совсем перестали выходить из дома. Это не могло не повлиять на окружающую среду. Пользователи соцсетей начали утверждать, что видели дельфинов в Венеции и слонов, которые прогуливались через деревню в Китае. Но это оказалось фейком. Так появился мем «природа настолько очистилась, что..». 

Фейки добрались и до Москвы.

В первый день карантина в Москву вернулись павлины.

Снимок экрана 2020-04-24 в 21.56.27.png

Конечно, никакие павлины вернуться в Москву не могли. Во-первых, они здесь никогда не жили. Во-вторых, если климат не станет теплее, вряд ли будут. Павлин на фото – достопримечательность Лефортово. По данным управы района, он живет в вольере неподалеку от одного из зоомагазинов. Но есть и другая версия: птица принадлежит одному из ресторанов на Авиамоторной

Пусть павлины в Москву и не вернулись, но жители всё-таки кое-что заметили. По их наблюдениям, в Москве стало больше уток. Они ходят по пустым дворам, переходят спокойно дорогу, ходят возле супермаркетов. Они везде: в Крылатском, Некрасовке, Котельниках, на Электрозаводской, Тимирязевской и в других районах Москвы.

Шутки шутками, а огари (красные утки) из Ботанического сада - потихоньку возвращают себе Москву...

EVLnX46UEAAYwcO.jpeg

Все опрошенные эксперты говорят одно: в поведении уток в Москве ничего необычного нет. Утки весной на улицах Москвы - это обычное явление, но в этом году оно просто более ярко выражено: уменьшился фактор беспокойства в мегаполисе, объяснили в пресс-службе городского департамента природопользования и охраны окружающей среды. «Дело в людях, не в животных. У животных своя жизнь, она циклическая и примерно одинаковая каждый год. Понятно, что когда в парках толпы людей, животные прячутся, а когда людей нет, спокойнее чувствуют себя и передвигаются более открыто. Но до пандемии это же можно было наблюдать ранним утром — как раз когда бердвотчеры любят наблюдать птиц», – соглашается зоолог и основатель проекта Birdwatching Moscow Вероника Самоцкая. По ее словам, некоторые люди стали просто больше обращать внимание на птиц. 

Уток в Москве больше не стало, говорит профессор факультета биологии и биотехнологии ВШЭ Андрей Зиновьев: они просто перераспределяются в те места, где еще есть люди, а значит, и подкормка. Таких мест стало меньше, а уток в них – больше, но за счет других мест – например, парков. «Не забывайте, что сейчас весна. Птицы ведут себя более открыто, чем в другие сезоны, рекламируют территорию, демонстрируют себя. Это происходит каждую весну, независимо от изоляции людей», – отмечает Вероника Самоцкая. Кроме того, селезни, подчиняясь инстинктам размножения, в эту пору преследуют самочек, добавили в пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.

Что будет после окончания режима самоизоляции – спрогнозировать пока сложно, потому что пока нет точной даты его окончания. Закрытие весенней охоты еще скажется на состоянии фауны в Подмосковье, говорит главный научный сотрудник Института географии РАН Аркадий Тишков. По его словам, гнездование водоплавающей и полевой дичи, перепела и вальдшнепа, будет в этом году успешнее, - и это понятно уже сейчас. Что же касается диких видов, гнездящихся в городе, то тут ситуация похожа, считает Андрей Зиновьев: снижение беспокойства со стороны человека может отразиться на выживаемости потомства и привести к увеличению численности. По словам Аркадия Тишкова, в этом году все гнездование птиц в Москве из-за отсутствия людей в парках проходит успешнее: «В центре сейчас хозяйничают скворцы, белые трясогузки, зеленушки, большая синица, лазоревка, зарянка, дрозд-рябинник».

Даже в самых оптимистичных сценариях позитивное влияние самоизоляции на окружающую среду будет сильно преувеличено, считает выпускница Высшей школы урбанистики ВШЭ Дарья Климова. В российских реалиях ситуация с распространением вируса не так ощутима, и изоляция носит несколько формальный характер, ведь города не парализованы, объясняет она. «Красивой истории про то, как изоляция людей замечательно повлияла на природу, не получится. Вот если бы изолировать лет так на 5-10, чтобы все заросло лесами-болотами, тогда был бы эффект на городских животных», – считает Вероника Самоцкая.

Многим видам в Москве просто негде гнездиться, и самоизоляция здесь никого не спасет, что спасет — прекращение уничтожения природных зон Москвы, создание новых охранных зон, объясняет она. Однако в городском департаменте природопользования и охраны окружающей среды всё же уверены, что если период самоизоляции затянется, то утки и в парках, и в жилых кварталах, возможно, смогут вывести птенцов еще несколько раз за лето. Изменения, если и будут, то они являются отложенными и станут заметны на будущий год или даже через несколько лет, считает Аркадий Тишков. 

На водоемах Москвы в январе этого года насчитали более 9 750 особей водоплавающих птиц, большая часть из них – утки-кряквы (данные департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы). Весной к ним присоединились те утки, которые улетали в тёплые места. Учет птиц в период самоизоляции московский департамент природопользования не проводит. Однако в любом случае жители Москвы скоро заметят, что уток на улицах станет меньше. Самки «пропадут», они будут заняты выведением потомства, говорит Аркадий Тишков.