В основе образования человеческих сообществ лежит какой-то главный принцип объединения, который является для каждого члена сообщества жизненно важным.
Под понятием "жизненно важный" подразумевается целая иерархия жизненно важных для сохранения целостности и поддержания жизнедеятельности сообщества обстоятельств. От очень суровых обстоятельств, которые угрожают в буквальном смысле физическому существованию каждого члена сообщества и сообществу в целом (война, катастрофы), от революций, угрожающих существованию целых социальных классов, от политики государства, которая благоприятствует одним сообществам и гнобит другие, до различных более малочисленных социальных групп, вплоть до отдельных малых групп, внутри более крупных сообществ.
Эта иерархия жизненно важных принципов и выстраивает структурную иерархию общества и соподчинённых сообществ.
Каждое человеческое сообщество имеет свою идеологию - это, в первую очередь, формулируемая или существующая по умолчанию та или иная концепция мироустройства. Религиозное и светское, атеистическое сообщества будут иметь противоположные концепции. Далее от мировоззренческой концепции выстраиваются политические, моральные, ценностные, эстетические и прочие взгляды сообщества, которые определяют лицо сообщества - совокупность его качественных характеристик.
В каждом сообществе выделяются лидеры, носители идеологии.
В сообществах-государствах носителями и выразителями идеологий являются партии и политические деятели. Но говоря о "безумии" Чацкого в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), мы будем рассматривать проблемы небольшого московского дворянского сообщества и его неформальных лидеров, выразителей морали высшего света дворянства - "Ах, боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!"
Чацкий без церемоний (это дом, где он бывал ребёнком) ранним утром вторгается сообщество Фамусовых ("Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног"), где ему предстоит быть объявленным сумасшедшим, и сообщает:
"Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронёсся..."
Сорок пять часов и более семисот вёрст дают основания предположить, что Чацкий прибыл из Петербурга, но до этого три года жил где-то в Европе, вероятнее всего, в Париже. Грибоедов пишет пьесу в 1824 году, до дворянского восстания в Петербурге 14 декабря 1925 года.
Что представляло собой в это время дворянское общество столичного Петербурга?
Дворянское офицерство, сражавшееся и победившее войска Наполеона, вернулось из освободительного европейского похода, побеждённое личностью Наполеона. Масон Наполеон с его идеологией военно-революционного переустройства мира всё ещё, несмотря на военное поражение, продолжал оставаться кумиром многих. Мода на масонство и европейское либеральное просвещение начала распространяться ещё в екатерининские времена в конце XVIII века, а после 1812 года она просто завладела петербургским дворянством.
Москва же в сравнении с западным вольнодумным Петербургом была хранительницей консервативных православных традиций. Поэтому в конфликте Чацкого с московским фамусовским обществом Грибоедов рисует прежде всего политический и социально культурный конфликт сообществ двух столиц Российской империи, конфликт двух векторов развития страны.
Так этот конфликт формулируется на более высоком структурном уровне на языке политологии и культурологии, а в конкретных отношениях и диалогах между людьми он выражается в логическом противоречии и столкновении суждений, сформированных персонажами пьесы в разных идеологиях, и выраженных в бытовых понятиях. Каждый из персонажей формулирует и произносит суждения в привычной для его сообщества ценностной концепции. И поскольку она разделяется большинством членов его сообщества, то она кажется ему общепринятой, и поэтому правильной. Но эта кажимость возможна только в рамках концепции этого сообщества.
Для Чацкого, привыкшего за три года в Европе и в петербургском обществе мыслить в концепции западного вольнодумства и выражаться свободно, московский образ жизни и мышления кажется смешным и устаревшим, и он без устали демонстрирует свои насмешки по поводу и без повода. Прошелся что называется по всем сторонам жизни и ценностей московского дворянства. Немудрено, что на бытовом уровне его поведение было оценено, как поведение сумасшедшего.
Самовлюблённого человека, плохо воспитанного, мнящего себя носителем передовых идей и потому считающего себя в праве критиковать всё "непередовое", не изучающий своего собеседника и его аргументы, а пребывающий в эмоциональном одностороннем атакующем и оскорбительном монологе, иначе, как сумасшедшим назвать нельзя.
Русская и советская критика рисовала Чацкого как положительного литературного героя, на основании представления его носителем передовых европейских идей.
Но мне кажется, Грибоедов в образе Чацкого выразил своё негативное отношение к некоторым чертам русского дворянства, увлекшегося поверхностно понятым либеральным масонским просвещением и активно практикующим его до декабря 1825 года.
Восстание декабристов стало доказательством чужеродности взятой ими на вооружение идеологии, выросшей на совершенно другой политической и культурной традиции, и несостоятельности организаторов восстания, которые так же, как и Чацкий, мыслили себя и свои действия, исходя из совершенно умозрительных неадекватных представлений и о себе и о реальной картине окружающей обстановки, в которой они действовали.
Этот принцип доминирования субъективного суждения и действия на всех уровнях вообще характерен для либерализма и классического и неолиберализма.
Грибоедов, глубоко и всесторонне образованный, знавший до десятка иностранных языков, относился к той старой имперской культуре дворянской военной, государственной и дипломатической службы, которая сложилась при Петре I и успешно развивалась до Жалованной грамоты дворянству 1785 года Екатерины II, по которой дворянство получило огромные права и было освобождено от обязательной государственной военной службы. В частности дворянам было разрешено и обучаться за границей и поступать на военную службу в армии других государств. Дворяне стали наследственными собственниками и перестали быть служилыми людьми. Эта "либерализация", отсутствие государственного мышления и мобилизующих любого человека обязательств закономерно сказалась на деградации правящего класса.
Смешной Чацкий и декабристы это уже продукты последствий Жалованной грамоты 1785 года.
Ещё в пьесе Грибоедова есть такой персонаж, как Репетилов ("Шумим, братец, шумим!"- говорит он Чацкому). Это ещё более смешная копия Чацкого. Думаю, что Александр Сергеевич в образе Репетилова осторожно намекнул на будущее дворянства и предсказал появление Обломова, лишних людей Тургенева и героев Чехова.