Все говорят о гносеологии Канта, но, кого ни спрашивал (и когда учился в аспирантуре, и позже) в чём её суть, никто толком сказать ничего не может, кроме общих рассуждений
Г. анализ Кант начинает с механизмов познания. Три уровня:
- разумное (разум) (Р)
- рассудочное (рассудок) (РП)
- чувственное (чувства) (ЧП)
Приходит на каждый канал некая информация и некая информация после обработки идёт на выход. На входе каждого канала (чёрный ящик). Анализируя входящую и выходящую информацию мы можем предположить, что происходит внутри (ЧЯ). Как структурируется, проходящая по каждому каналу информация и как происходит её обработка, как изменяется выходящий сигнал по отношению ко входящему.
- Ключевой канал — чувственный уровень познания (ЧП).
Источником всех наших чувственных восприятий является объективный материальный мир (существует до-, вне- и независимо от человека(мир вещей-в-себе(ВВ))).
На вход (ЧП) поступает хаос чувственных импульсов (RAW data) - на выходе наши чувственные восприятия (оформленные структуры(вещи для нас(ВН))). Вещи-в-себе(ВВ) в "нашем мире" есть — вещи-для-нас(ВН), в этом мире мы сознательно живём. При этом переход от ВВ к ВН связан с этой фундаментальной трансформацией: на входе хаос — на выходе упорядоченные структуры. Значит в ЧЯ есть некий упорядочивающий механизм (трафарет, фильтр (Т)). Он суть: априорные формы чувственности (пространство и время). Они на вещи в себе не похожи. И не должны быть похожи! Почему?
Пропускаем поток света (краски) через трафарет и получаем слово, образ и т.п. Буквы, образ — (ВН).
Трафарет, Априорные Формы Чувств(АФЧ), (пространство и время).
ВВ — источник света, пульверизатор. Если мы смотрим на слово, образ, то не можем сказать, как выглядит пульверизатор! Структура слова, образа определяется не пульверизатором, а трафаретом. Структура ВН определяется не структурой ВВ, а структурой АФЧ. Зная ВН мы никоим образом не можем знать, каковы ВВ! Именно это — агностицизм. (Гнозис невозможен). Кант постулирует два разных мира: ВН, ВВ.
Агностицизм Канта определяется фундаментальным положением Канта, что структура ВН зависит от структуры (АФЧ). АФЧ имеют трансцендентальный характер (субъективны по отношению к человеческому роду, а не индивиду). С одной стороны они присущи человеку (не выходят за рамки его жизненного мира, но присущи всему роду человеческому). По сему, философия Канта трансцендентальна!
Пространство и время субъективны или объективны? — Объективные пространство и время, если и существуют, то существуют, как (ВВ). Знать о них мы ничего не можем. То же, что мы знаем — возможности нашего познания, выступающие, как АФЧ. Пространство и время не объективны, а субъективны (трансцендентальны)!
Картинка, где восприятия упорядочены и мы можем из восприятий формировать комбинацию, последовательность, суждения.
На вход с выхода (ЧП) поступает многообразие восприятий. Трафарет, фильтр — Априорная категория рассудка (АКР). Благодаря её структурирующей функции неупорядоченные ЧП структурируются в суждения. Человек подошёл... автомобиль тронулся... Ценностные суждения, предметные взаимосвязи. АКР (из 12 сформировано 4 основных):
- качества
- количества
- отношения
- модальности
Они структурируют возможные мыслительные ходы человека. Всё человеческое знание, которое покоится на его наблюдении, эксперименте. По-прежнему мир вещей-для-нас (ВН). Не объективный мир! Жизненный мир человека. Разум берет на себя задачу выхода к вещам-в-себе (ВВ)
- Разум (Р) (рассудок и разум у Канта — не одно и то же!)
Разумное познание — попытка выйти из мира ВН в мир ВВ. Как мы можем помыслить ВВ? — Только используя априорные представления (априорные идеи разума (АИР)):
- идея мира (что есть мир вне нас?)
- идея души (что есть мир в нас?)
- идея Бога (есть ли что — либо, выходящее за рамки мироздания?)
Ими исчерпываются размышления человека о мире ВВ. Три направления, по которым мы можем двигаться. Для движения по этим направлениям Р берет инфу у рассудка РП. РП создаёт систему опытных знаний (физика, химия...всё многообразие суждений), которые мобилизуются на вход Р. На выходе АИР (если мы и подпрыгнем, то опустимся на то же самое место, с которого взлетели) Симптом неудачи Р — наличие антиномий (А).
А- пара противоположных суждений всеобщего характера, которые имеют одинаковый доказательный статус. Буриданов осёл. Разум, как Буриданов осёл, не может выбрать, что лучше, и умирает с голоду.
4 антиномии о мире (равный доказательный статус):
- Мир конечен — Мир бесконечен
- Есть предел деления вещей — Всё делимо до бесконечности
- Всё причинно обусловлено — Есть свобода воли
- Бог есть — Бога нет
Не результат неряшливости, но результат аккуратного продумывания, необходимое следствие эффективной работы Р. Возникновение А показывает правоту Агностицизма. Человек не может выйти из мира ВН.