Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Вопрос специалистам: «Что действительно умного сказал Кант, за что его можно считать великим философом»?

Атаманов Геннадий Альбертович
Философия
  · 1,7 K
Ответ был удалён
Теория познания начинается с древних греков и самый яркий их представитель – Аристотель, с которого, по сути... Читать дальше
В философских работах (не в словарях и энциклопедиях) очень часто звучит, что гносеология как таковая начинается лишь с Канта. Имеется в виду, что те "наивно-реалистические" представления о познании, существовавшие до Канта, нельзя назвать гносеологией (не могу сказать, что я это полностью разделяю - у меня самого ещё не выработался ответ на этот вопрос). Но даже если их так называть, то тогда Кант задал новое направление в теории познания.
О всём том, что искажает картину чувственного восприятия, до Канта не говорили (за исключением Юма).
Что касается Коперника, то он не "повернул науку к объективной действительности". Его вклад был в другом: он показал, что чувственно данному миру не стоит доверять. Ведь мы ежедневно видим своими глазами, как Солнце движется: утром всходит, а вечером заходит - геоцентризм и строился на том, что мы видим. Коперник, по сути, призвал не верить собственным глазам, к тому же призывал и Кант. Мир интеллигибельный противопоставляется миру чувственному.
И точно также, как историю современной науки начинают с Нового времени - со становления гелиоцентризма, а геоцентризм относят к донаучному периоду, также и гносеологию многие считают правильным начинать лишь с Канта.
О противоречиях у Канта. Вся "Критика чистого разума" - это сплошные противоречия. Я лет двадцать назад пытался составить конспект КЧР, выделяя самый главный смысл каждого параграфа. В итоге, бросил это дело - когда убедился, что стройной логической структуры там совсем нет.
Лично я в философии Канта не нахожу для себя ничего полезного. Его теория познания запутанна и непонятна. Занимаясь психологией, знакомился с его "Философской антропологией" - книга вообще примитивная.
Вклад Канта в философию, скорее, чисто исторический. Во-первых, он задал направление теории познания. Во-вторых, он возродил интерес к философии: до Канта философия уже многими считалась ушедшей в прошлое, Кант же дал ей новый мощный толчок.
@Никита Котов, Наверное Вы правы. Павел Айдаров тоже обратил на это внимание. Но здесь у меня Коперник скорее метафора, чем конкретная личность. Всё-таки он хоть и призывал не доверять своим глазам, но проверять и на основании этого строить модели, а Кант призывал не доверять, строить модели и приписывать их действительности. Так будет правильнее?
Все говорят о гносеологии Канта, но, кого ни спрашивал (и когда учился в аспирантуре, и позже) в чём её суть, никто толком сказать ничего не может, кроме общих рассуждений
Г. анализ Кант начинает с механизмов познания. Три уровня:
  1. разумное (разум) (Р)
  2. рассудочное (рассудок) (РП)
  3. чувственное (чувства) (ЧП)
Приходит на каждый канал некая информация и некая информация после обработки идёт на выход. На входе каждого канала (чёрный ящик). Анализируя входящую и выходящую информацию мы можем предположить, что происходит внутри (ЧЯ). Как структурируется, проходящая по каждому каналу информация и как происходит её обработка, как изменяется выходящий сигнал по отношению ко входящему.
  • Ключевой канал — чувственный уровень познания (ЧП).
Источником всех наших чувственных восприятий является объективный материальный мир (существует до-, вне- и независимо от человека(мир вещей-в-себе(ВВ))).
На вход (ЧП) поступает хаос чувственных импульсов (RAW data) - на выходе наши чувственные восприятия (оформленные структуры(вещи для нас(ВН))). Вещи-в-себе(ВВ) в "нашем мире" есть — вещи-для-нас(ВН), в этом мире мы сознательно живём. При этом переход от ВВ к ВН связан с этой фундаментальной трансформацией: на входе хаос — на выходе упорядоченные структуры. Значит в ЧЯ есть некий упорядочивающий механизм (трафарет, фильтр (Т)). Он суть: априорные формы чувственности (пространство и время). Они на вещи в себе не похожи. И не должны быть похожи! Почему?
Пропускаем поток света (краски) через трафарет и получаем слово, образ и т.п. Буквы, образ — (ВН).
Трафарет, Априорные Формы Чувств(АФЧ), (пространство и время).
ВВ — источник света, пульверизатор. Если мы смотрим на слово, образ, то не можем сказать, как выглядит пульверизатор! Структура слова, образа определяется не пульверизатором, а трафаретом. Структура ВН определяется не структурой ВВ, а структурой АФЧ. Зная ВН мы никоим образом не можем знать, каковы ВВ! Именно это — агностицизм. (Гнозис невозможен). Кант постулирует два разных мира: ВН, ВВ.
Агностицизм Канта определяется фундаментальным положением Канта, что структура ВН зависит от структуры (АФЧ). АФЧ имеют трансцендентальный характер (субъективны по отношению к человеческому роду, а не индивиду). С одной стороны они присущи человеку (не выходят за рамки его жизненного мира, но присущи всему роду человеческому). По сему, философия Канта трансцендентальна!
Пространство и время субъективны или объективны? — Объективные пространство и время, если и существуют, то существуют, как (ВВ). Знать о них мы ничего не можем. То же, что мы знаем — возможности нашего познания, выступающие, как АФЧ. Пространство и время не объективны, а субъективны (трансцендентальны)!
  • Рассудок (РП)
Картинка, где восприятия упорядочены и мы можем из восприятий формировать комбинацию, последовательность, суждения.
На вход с выхода (ЧП) поступает многообразие восприятий. Трафарет, фильтр — Априорная категория рассудка (АКР). Благодаря её структурирующей функции неупорядоченные ЧП структурируются в суждения. Человек подошёл... автомобиль тронулся... Ценностные суждения, предметные взаимосвязи. АКР (из 12 сформировано 4 основных):
  • качества
  • количества
  • отношения
  • модальности
Они структурируют возможные мыслительные ходы человека. Всё человеческое знание, которое покоится на его наблюдении, эксперименте. По-прежнему мир вещей-для-нас (ВН). Не объективный мир! Жизненный мир человека. Разум берет на себя задачу выхода к вещам-в-себе (ВВ)
  • Разум (Р) (рассудок и разум у Канта — не одно и то же!)
Разумное познание — попытка выйти из мира ВН в мир ВВ. Как мы можем помыслить ВВ? — Только используя априорные представления (априорные идеи разума (АИР)):
  • идея мира (что есть мир вне нас?)
  • идея души (что есть мир в нас?)
  • идея Бога (есть ли что — либо, выходящее за рамки мироздания?)
Ими исчерпываются размышления человека о мире ВВ. Три направления, по которым мы можем двигаться. Для движения по этим направлениям Р берет инфу у рассудка РП. РП создаёт систему опытных знаний (физика, химия...всё многообразие суждений), которые мобилизуются на вход Р. На выходе АИР (если мы и подпрыгнем, то опустимся на то же самое место, с которого взлетели) Симптом неудачи Р — наличие антиномий (А).
А- пара противоположных суждений всеобщего характера, которые имеют одинаковый доказательный статус. Буриданов осёл. Разум, как Буриданов осёл, не может выбрать, что лучше, и умирает с голоду.
4 антиномии о мире (равный доказательный статус):
  • Мир конечен — Мир бесконечен
  • Есть предел деления вещей — Всё делимо до бесконечности
  • Всё причинно обусловлено — Есть свобода воли
  • Бог есть — Бога нет
Не результат неряшливости, но результат аккуратного продумывания, необходимое следствие эффективной работы Р. Возникновение А показывает правоту Агностицизма. Человек не может выйти из мира ВН.
Следствие гносеологического анализа:
Познавательное бесплодие
Метафизика (и всякая классическая философия) дискредитирована.
[Учение о сверхчувственных сущностях, идеях. Идеи вечны, неподвижны, умозрительны, самодостаточны].
Отрыв от ЧП (Чувственного познания) ведёт к метафизическим построениям. Если мы отрываемся от ЧП — попадаем в антиномию (А).
Метафизическое построение ф1 с той же доказательностью может быть опровергнуто метафизическим построением ф2.
Выбрать из них не удаётся. Метафизика накрылась медным тазом.
До Канта мир оставлял следы, как печать на душе человека. Пассивный отпечаток воздействий. После Канта познание человека имеет не пассивный, а активный характер. Мы конструируем свой жизненный мир.
Что такое по Канту пространство – представление, созерцание или величина, да ещё и данная? А кем данная? Когда? Зачем? Или почему?
А на следующей странице: «Пространство есть не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т. е. субъективное условие чувственности…».
АФЧ (пространство, время) работают на чувственном уровне познания (ЧП). Объективные пространство и время, если и существуют, то существуют, как (ВВ). Знать о них мы ничего не можем. То же, что мы знаем — возможности нашего познания, выступающие, как АФЧ.
— Кем данная и зачем? — Априорная. Она даёт.
«Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т. е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния».
Время – форма? Внутреннего чувства? У чувства есть форма?
«Оно [время] есть не что иное, как форма нашего внутреннего созерцания. Если устранить частное условие нашей чувственности, то исчезнет также понятие времени; оно присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает».
О чём здесь речь? Исчезнет время или понятие времени? Отождествление феномена и представления о нём! Это же грубейшая методологическая ошибка. И таких в его «Критике» - несметное количество на каждой странице.
И дальше, на той же странице: «Таким образом, пространство и время суть два источника познания…». Это что – ошибки перевода или он действительно так думал?
— Никакой ошибки!
Пространство и время не объективны!
Структура ВН (вещей-для-нас) зависит от структуры (АФЧ). АФЧ (Априорные формы чувственности) имеют трансцендентальный характер (субъективны по отношению к человеческому роду, а не индивиду!!!).
В приведённой цитате на лицо отождествление предмета и знания о нём. Это тоже грубейшая методологическая ошибка.
— Можете, в чём ошибка пояснить?
По Канту, мы знаем о предмете ровно то, что сконструировали о нём в разуме из понятий и априорных форм чувственности.
Процитирую Вам Дойча и его понимание современной научной теории:
Никто не сможет запомнить все известные результаты научные наблюдения и лабораторные эксперименты даже в такой узкой области, как изучение движения планет, но многие астрономы понимают это движение настолько полно и ясно, насколько оно понято. Это становится возможным, потому что понимание зависит не от знания множества фактов как таковых, а от построения правильных концепций, объяснений и теорий. Одна сравнительно простая и понятная теория может охватить бесконечно много фактов, которые никак иначе невозможно переварить.
Чем ни Кант? Как-то не вызывает диссонанса.
Это – чистейшей воды идеализм и агностицизм,
  • Да! По Канту Гнозис невозможен! Метафизика — Буриданов осёл!
Полнейшее пренебрежение к законам логики, бессмертным и незыблемым. И главному из них – закону тождества. А там, где нет логики, нет науки.
А как именно, по Вашему, он нарушил закон тождества?
наивно-реалистические" представления о познании
Как по Вашему, про неоплатоников можно такое сказать, школу Гераклита (все изменения (всё течёт, всё меняется) не просто так - они изначально заложены в Логосе), гностиков...?
О всём том, что искажает картину чувственного восприятия, до Канта не говорили (за исключением Юма).
Но, если не считать индусов за философов, то не говорили. А так у них (Maya shakti) например.
геоцентризм относят к донаучному периоду
Не утверждаю точно, но наука возникла, по некоторым данным, в V в. до н.э. в Древней Греции, когда стала доказательным видом знания в противовес мифологической картине мира.
Вклад Канта в философию, скорее, чисто исторический. Во-первых, он задал направление теории познания. Во-вторых, он возродил интерес к философии
Впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные способности человека
Мы игнорируем его гносеологический вклад?
Кант призывал не доверять, строить модели и приписывать их действительности. Так будет правильнее?
— Нет! Идём смотреть у Канта по Вашей ссылке:
Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов.
Выяснили, что Метафизика — Буриданов осёл. А познание имеет активный характер. ("приписывать действительности" неверно! — Познавать и делать! — "без малейшего расширения содержания" дидактически согласовывать со своими целями.)
единственная из всех наук, имеющая право рассчитывать за короткое время при незначительных, но объединенных усилиях достигнуть такого успеха, что потомству останется только все согласовать со своими целями на дидактический манер без малейшего расширения содержания. Ведь это есть не что иное, как систематизированный инвентарь всего, чем мы располагаем благодаря чистому разуму. Здесь ничто не может ускользнуть от нас, так как то, что разум всецело создает из самого себя, не может быть скрыто, а обнаруживается самим разумом, как только найден общий принцип того, что им создано.
Задача философии — ответить на три вопроса:
  • Что я могу знать?
  • Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать?
  • На что я могу надеяться?
Агностицизм Канта опирается не на мысль о зависимости объекта познания от искажающих воздействий субъекта ("приписывать действительности"), а на представление об их (объекта и субъекта) определённой независимости друг от друга, выраженной в неполной данности объекта субъекту, связанной с особым пониманием природы объекта, и неадекватности отражения объекта субъектом, связанной с особым пониманием природы субъекта. Все объекты познания, разумеется, гносеологически противостоят его субъектам (даже тогда, когда мы познаём своё «я»), и без такого противопоставления познание невозможно.
Вся "Критика чистого разума" - это сплошные противоречия... бросил это дело - когда убедился, что стройной логической структуры там совсем нет.
...ничего полезного. Его теория познания запутанна и непонятна.
[Конспект] Здесь и далее в топике.
можно лишь приписать вселенной то или иное свойство.
не "приписать свойство", а познавать через априорные формы -чувств, -рассудка и -разума, концептуализировать и делать.
все, что мы концептуализируем, может быть реализовано с помощью разума.
Быть - значит делать.
Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т. е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Время – форма? Внутреннего чувства? У чувства есть форма?
Открываем Канта:
Восприятие есть эмпирическое сознание, т. е. такое сознание, в котором есть также ощущение. Явления как предметы восприятия в отличие от пространства и времени (которые не могут быть восприняты сами по себе) не есть чистые (только формальные) созерцания.
Следовательно, кроме созерцания они содержат в себе материал для какого-нибудь объекта вообще (то, посредством чего нечто существующее представляется в пространстве или времени), т. е. реальное [содержание] ощущения как чисто субъективное представление, которое дает нам лишь сознание того, что субъект подвергается воздействию, и которое мы относим к объекту вообще. От эмпирического сознания к чистому возможен постепенный переход, ибо реальное [содержание] его совершенно исчезает и остается чисто формальное сознание (a priori) многообразного в пространстве и времени; следовательно, возможен также синтез создания величины ощущения – от его начала, [т. е. ] чистого созерцания = 0, вплоть до любой его величины
Если взять определение информации из Вашей монографии: "Агасофия информации":
Обмен информацией есть не что иное, как изменение формы (деформация) одного объекта под воздействием другого?!
Другими словами, форма есть то, что мы видим, то, что воспринимается органами чувств живого организма и то, что отражается в объектах неживой природы. Если у объекта нет формы, он не может быть отражён (воспринят, отображён).
Отражаться, отображаться, восприниматься может только то, что отграничено от окружающей среды, то есть то, что имеет границу.
А граница – это и есть то, что в итоге составляет форму. (Страница 41.)
Теперь, если мы заменим определение Канта Вашим значением, то получим:
Время есть не что иное, как [то, что воспринимается] внутреннего чувства, т. е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния [как деформация]
Die Absicht dieser Anmerkung geht nur dahin, zu verhüten: daß man die behauptete Idealität des Raumes nicht durch bey weitem unzulängliche Beyspiele zu erläutern sich einfallen lasse, da nemlich etwa Farben, Geschmack etc. mit Recht nicht als Beschaffenheiten der Dinge, sondern blos als Veränderungen unseres Subiects, die so gar bey verschiedenen Menschen verschieden seyn können, betrachtet werden. Denn in diesem Falle gilt das, was ursprünglich selbst nur Erscheinung ist, z. B. eine Rose, im empirischen Verstande vor ein Ding an sich selbst, welches[30]| doch iedem Auge in Ansehung der Farbe anders erscheinen kan. Dagegen ist der transscendentale Begriff der Erscheinungen im Raume eine critische Erinnerung, daß überhaupt nichts, was im Raume angeschaut wird, eine Sache an sich, noch daß der Raum eine Form der Dinge sey, die ihnen etwa an sich selbst eigen wäre, sondern daß uns die Gegenstände an sich gar nicht bekant seyn, und, was wir äussere Gegenstände nennen, nichts anders als blosse Vorstellungen unserer Sinnlichkeit seyn, deren Form der Raum ist, deren wahres Correlatum aber, d. i. das Ding an sich selbst, dadurch gar nicht erkant wird, noch erkant werden kan, nach welchem aber auch in der Erfahrung niemals gefragt wird.
(с. 30 Kant Kritik der reinen Vernunft. Transzendentaler Begriff von Phänomenen)
Конечно, понятнее в оригинале.
Сделал свой перевод. Лосский переводит так, что чёрт ногу сломит.
Смысл этого замечания состоит лишь в том, чтобы не допустить объяснения утверждаемой идеальности пространства на далеко неадекватных примерах, поскольку, например, цвета, вкусы и т.д. справедливо рассматривать не как качества вещей, а просто как изменения в нашем субъекте, которые могут быть настолько разными у разных людей. Ведь в этом случае то, что изначально само по себе является только внешним видом, например, роза, в эмпирическом смысле рассматривается как вещь в себе, которая, тем не менее, может выглядеть для глаза по-разному в отношении цвета. С другой стороны, трансцендентальная концепция видимости в пространстве является критическим напоминанием о том, что ничто из того, что видится в пространстве, не является вещью в себе, ни пространство не является формой вещей, которая была бы присуща им самим по себе, но что сами по себе предметы вообще не известны нам, и то, что мы называем внешними объектами, есть не что иное, как простые представления наших чувств, формой которых является пространство, но истинный Correlatum, то есть вещь в себе, не известен нам. Вещь в себе, которая тем самым вообще не познается и не может быть познана, но которая также никогда не спрашивается (запрашивается) в опыте.
@Денис Мартынов, Спасибо! Замечательное толкование. Это Ваше личное или есть первоисточник?
Про закон тождества: предмет суждения должен оставаться тождественным самому себе в этом суждении. А у Канта: пространство – представление / созерцание / величина / форма. Про время – аналогично. Разве это не нарушения закона тождества?
Но, что же всё-таки главное в идеях Канта? В чём ценность? Что используете лично Вы в своей деятельности, в том числе и как коуч?
@Денис Мартынов, С такой заменой не согласен. Она не правомерна. Как Вы воспринимаете время? Какие у Вас "внутренние чувства", как Вы его (т.е. время) воспринимаете? Как можно воспринять то, чего нет?
Да, кстати, как теперь будет сформулирован закон тождества?
Значит в ЧЯ(черной дыре вокруг нас или внутри с чипсами) есть некий упорядочивающий механизм (трафарет, фильтр (Т)). Априорные формы чувственности (пространство и время). От всеобщности (пространство) и необходимости (время).
Пропускаем поток света из будки (в кинотеатре) через трафарет и получаем слово на экране, образ и т.п. Буквы, образ — (Вещи-для-Нас). Вживаемся в фильм. Смотрим на фильм, а видим игру метаморфоз пространства и времени (движутся статичные слайды). Они не появляются и не исчезают. Они в нашем мире. (здесь пример немного расходится т.к. у канта они локально в каждом феномене). Структура фильма, его образы определяются не черной дырой, а "трафаретом", слайдами. Мы смотрим на кота и стареем, но понимаем это только потому, что крутятся слайды. Поэтому да. Восприятие и объект для Канта тождественны!
У нас всё множество предметов, восприятий, текстур — объектов. Начинаем убирать по одному. И в конце чернота.
:::
:::
А, вроде бы, должно быть пространство! Но ничего нет! И со временем примерно так же! Пространство и время — это мы сами! (как думаете, можно Кантом всерьёз солипсистов покритиковать?) Есть, как минимум, вещь-в-себе! И Это не то, как я переживаю мир-для-себя. Можем представить вещи для себя? — Нет!
@Денис Мартынов, Это не про объективную действительность, а про наше переживание объективной действительности и про наше отношение к ней. А это в большей степени даже не аксиология, а психология. Философия, в первую очередь (во всяком случае для меня), это – онтология и гносеология, а аксиология и праксиология только во вторую. Причём аксиология постольку, поскольку оказывает существенное влияние на праксиологию (да и на гносеологию тоже), и не учитывать её было бы непростительной ошибкой.
И если начать убирать объекты, то в конце всё-таки будет не чернота, а пустота. Чернота – для человека, т.е. субъектно и субъективно. А объективно, если убрать все предметы, останется эфир/физический вакуум и пр. (кому как нравится). Мне больше нравится «эфир», а вот мой интернет-друг физик-теоретик Б.М. Моисеев говорит, что более правильно «физический вакуум». Главное: эфир – это материя и убрать её никак не получится и пространство никогда не схлопнется, не исчезнет, не искривится.
Да, мы все представляем, используя терминологию Канта в себе вещи-для-себя. В аутотренинге есть понятие «внутренний экран», на который мы «выводим» образы этих самых вещей. В том числе и тех, которых никогда не видели и которых нет в реальной действительности. Получается вещь-во-мне как вещь-для-меня. Или наоборот… Главное – не залипать в этих «для себя», «во мне», «в себе» и прочих отсебятинах. Может быть это увлекательно, но очень опасно для психики: в попытках понять «особенные» рассуждения «особенного» человека можно самому стать «особенным».
Лучший
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность...  · 8 окт 2021  · wapp.click/79513201746
"Коперниканский поворот" — его суть ещё индусы постулировали тысячелетия назад. Но, считается, что Кант поставил так уверенно этот акцент, что всем идея совершенно стала ясна. Моральный императив и всё что с ним связано — полно противоречий (по крайней мере, на первый взгляд), но всё же общее движение какое-то титаническое. Обоснования часто опираются то на Священное... Читать далее
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Быть - значит делать... но не обделаться.
Классику мы ценим за вневременную актуальность. Не все, что хорошо, ново, и не все, что...  · 4 окт 2021
Поведенческие нравственные императивы Канта не потеряли актуальность и сегодня, и не имеют никакого сродства с идеалистическими установками всей философии кантовского миропонимания и мировидения. Отбросив политические воззрения Канта, о которых можно спорить и возражать, Кант оставил нам, из самого важного, нравственные руководства в межличностных отношениях и в... Читать далее
Уточните, пожалуйста, что Вы имеете ввиду: само понятие "императив" или конкретные императивы? Какие, на ваш... Читать дальше
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 4 окт 2021
Из тех, что мне известны, самым умным соображением Канта полагаю вот какое:
"Совершенно нелепо говорить: вы должны любить других людей. Следовало бы скорее сказать: у вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов."
А если у меня нет основания любить ближнего, а есть все основания его ненавидеть? Тем более врагов. Какие... Читать дальше