Хороший вопрос. На него непросто ответить. Все яркие — уже не совсем молодые. Музыканты, которым уже за сорок лет, — это саксофонисты Крис Поттер и Джошуа Редман. Кто там ещё у нас есть? Роберт Гласпер, пианист. Я бы, честно говоря, следил за тремя музыкантами из России — это Евгений Побожий, гитарист, пианист и вокалист Олег Аккуратов, и трубач Иван Акатов. Вот за этими музыкантами мне очень интересно следить. Хоть они и работают в моём оркестре, но каждый раз меня удивляют.
Из зарубежных — сложно сказать, за кем ещё можно следить из молодых. На мой взгляд стоит обратить внимание на контрабасиста Марка Левандовски - англичанина, который сейчас живёт в Нью-Йорке и работает с Уинтоном Марсалисом. Ещё два музыканта, имеющие отношение и к джазу, и к новоорлеанскому стилю, и к современной музыке: пианист по имени Джон Батист и Тромбон Шорти, трубач и тромбонист - за ними интересно следить.
Так что Роберт Гласпер, Джон Батист, Тромбон Шорти и те, кого я назвал — Крис Поттер, Джошуа Редман. Ну, и ветераны в строю, за ними тоже интересно следить — Уинтон Марсалис и все остальные наши друзья.
Сейчас уровень российских музыкантов стал гораздо выше, чем в те годы, когда я занимался джазом. Не только качество, но и количество музыкантов выросло. Есть конкурентная атмосфера. Плюс появившаяся возможность выезжать и выступать со своими зарубежными коллегами дала нашим музыкантам новый импульс. У них есть большие амбиции (в хорошем смысле этого слова) для того, чтобы покорить мир.
Поэтому у них больше энергии, желания, веры в музыку — именно в саму суть, а не просто в какие-то технологические моменты. Сегодня джаз — очень высокого уровня исполнительского мастерства, но иногда не хватает жизненного опыта, глубины. Все приёмы ясны, в принципе понятно, как импровизировать, как добиться различных музыкальных результатов, чтобы быть похожим на то, что было раньше. Но это просто очень похоже, не совсем идёт от души. Поэтому надо искать новые средства выражения, современные. Это молодые музыканты и ищут, но ещё не все нашли. Как только они находят, сразу видно индивидуальность. У наших музыкантов, Акатова, Аккуратова и Побожего это видно. Видно, что в зародыше есть именно та истина, за которую мы все полюбили музыку джаз. Я надеюсь, они её разовьют, поэтому я считаю, что за ними нужно следить.
Современный джаз очень разнообразен и интересен. Много экспериментируют. И играют не совсем архаичный джаз, играют джаз, который стал популярен в 1930-е, и тот, что прошел через все революционные годы. Все аспекты джаза сохранены талантливыми музыкантами, которые продолжают традиции. Но главное для всех музыкантов— найти своё звучание. Пускай оно будет даже архаичное, но своё. Потому что к любой архаике всё равно будут добавляться какие-то ноты нашей современной жизни, современного отношения к жизни и всех аспектов, сопровождающих нашу жизнь. Поэтому всё равно должны быть свои голос, отношение, мотив.
В Штатах очень интересная авангардная джазовая тусовка с центром в лице Джона Зорна (John Zorn) и окружающими его отличными музыкантами - Bill Frisell, Marc Ribot, Wayne Horvitz, Joey Baron, Elliott Sharp…