Я не очень согласна, с теми, кто считает что must read — обязательно классическая литература. Классика не всегда гарант качества, это всего лишь выбранные из множества эталоны для жанра или эпохи. Это не обещает вам классного содержания или отличной формы изложения, поскольку вкусы слишком отличаются и времена стремительно меняются. Проще говоря, можно не любить Малевича, но признавать его вклад в культуру супрематизма и мирового авангарда в целом.
Предположу, что всем и каждому стоит прочесть литературу, определяющую «культурный код» и помогающую глубже понять отсылки в искусстве, дискуссиях и повседневности. Особенно повседневности. Да, там будет много классики, но не только она. На тему отсылок в литературе, чтобы понять о чем я, рекомендую прочитать вот такой чудесный ответ на Кью.
Глобально, у каждого направления свои отсылки. Если вы смотрели рэп батлы, то в определенный момент, когда вышел нашумевший Оксимирон vs. КПСС, получился любопытный срез самых частых отсылок к литературным произведениям в одном месте. Вам для понимания контекста было важно знать ряд книг, например, Маяковского (Облако в штанах), Ильфа и Петрова (12 стульев), Оурела (1984), Замятина (Мы), Хаксли (О дивный новый мир), произведения кубофотуристов, поэтов Серебряного века, Майринка (Голем) и других. Это только те отсылки, которые увидела я, уверена, что их больше.
Отдельно отмечу две книги - в баттле ссылаются на «Тысячеликого героя» Кемпбелла, которая наравне с «Морфология волшебной сказки» Проппа отлично раскрывает происходящее в социальной и политической жизни современной России (особенно что касается построения образов конкретных людей). Помимо актуальных вопросов сразу станет понятно, как строятся многие литературные произведения и получится нырнуть вглубь смысла в них зашитых.
Ещё из небанальных - «Одно лето в аду» Артюра Рембо, повлиявшее на символистов и футуристов XX и XXI века. Это сборник стихов в центре которого идея духовной битвы и отторжения старых устоев. Рембо хочет стать сверхпоэтом, отвергнув религию и окунувшись в самопознание он отвергает поэзию и делает это невероятно красиво.
«Одураченный случайностью» Нассима Талеба уже скорее одна из ключевых точек отчёта финансовой литературы. Она про силу случайности в принятии решений и ходе истории.
Ну а ещё, многие произведения культуры ссылаются на разные книги со знакомыми названиями: «Три мушкетёра», «Маленького принца», «Алису в стране чудес», «Хоббита» и «Властелина Колец», Билибию и Коран, «Моби Дик», «Горе от ума», «Мастера и Маргариту», «Капитал», «Повелитель мух», «Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества», «451F», «Скотный двор», «Иллиаду», «Государство» Платона и «Государь» Макиавелли, «Критика чистого разума», «Закат Европы», «Божественная комедия» и другие. Простите, что-то много получилось.
А по поводу того, что точно читать не стоит - нет стыдной литературы, а у каждого произведения есть свой читатель. Так что любая рекомендация (как и все написанное выше) - обыкновенная вкусовщина.
Читайте русскую классику,не ошибетесь.Достоевский,Чехов,Гоголь,Лесков,Островский.Тургенев.Тютчев.Куприн,Набоков,Бу-нин,Есенин,Цветаева,Ахматова,Блок,Мандельштам,Маяковский.Булгаков.
Из зарубежных-Хемингуэй.Ремарк,Фицджеральд.Голсуорси(Сага о Форсайтах).Фолкнер.Марк Твен.Джек Лондон.Дрюон.Купер.
Забавно.Ниже люди перечисляют свои любимые книги.Авторы все те же.