В любом обществе, политеистические не исключение, было понятие о тотеме и табу. Тотемом здесь можно считать нечто святое, священное и очищающее. Табу, напротив, нечто антисвященное и загрязняющее.
Антропологи-структуралисты на основе мифологического материала выявили два табу, характерных для совершенно любого человеческого общества. Это близкородственный инцест и отцеубийство. Две этих вещи запрещены на религиозном уровне в любом обществе. Простая логика мне подсказывает, что те общества, где эти вещи не были запрещены, до нас просто не дожили.
Табу — это некий религиозный запрет, нарушение которого ведёт к самоликвидации общества. То есть в древности, когда табу закреплялись, на самом деле никто не думал особо о вашей конкретной душе и о муках совести. У людей тогда не было времени и желания заниматься подобной ерундой, потому как люди все силы тратили на то, чтобы просто выжить. Табу — сильнейший инструмент для повышения выживаемости социума.
Если уходить от общего к частному — большинство религиозных запретов (табу, в христианстве грехи, в исламе харам) имеют под собой рациональный смысл, направленный на выживание как индивида, так и (в большей степени) социума.
Понятие религиозного запрета (табу) политеистам было очень хорошо известно, половина мифов повествует именно о нарушении установленного порядка (нарушении табу) и получающихся при этом последствий.