Православие, изучение Священного Писания · 22 июн 2022
О какой мерзости запустения говорит пророк Даниил? И видим ли мы уже сегодня эту мерзость?
О мерзости
Евангелист Матфей говорит о мерзости запустения, стоящей на святом месте, ссылаясь на пророка Даниила: "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет" (Мф. 24,15) и Евангелист Марк говорит о мерзости запустения, стоящей там, где ей не должно стоять так же ссылаясь на пророка Даниила: "Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет" (Мк. 13,14). У пророка же Даниила сказано, что мерзость запустения будет располагаться на крыле святилища: "…и на крыле святилища будет мерзость запустения…" (Дан. 9,27) Таким образом, крыло святилища есть святое место на котором этой мерзости запустения стоять не должно.
Теперь необходимо выяснить, что есть крыло святилища, о котором говорит Даниил.
В Богословском энциклопедическом словаре, крыло церковное есть окружение плоской кровли храма Соломонова, дабы никто не мог упасть оттуда: "Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто - нибудь упадет с него" (Втор. 22,8).
Господь был поставлен именно на такое вот крыло Иерусалимского храма, когда дьявол искушал Его: "И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз" ( Мф. 4,5; Лк. 4,9).
Итак, мы выяснили что крыло храма есть ограждение его плоской кровли, оно так же является самой высокой точкой храма; и что всем людям суждено увидеть на храме (справедливо названном у Даниила святым местом) нечто мерзкое, которому никак не должно там стоять.
А что мы видим сейчас на святом месте, то есть на храме Господнем? Здесь прежде всего стоит отметить, что современные крыши храмов сейчас весьма изменились, они стали куполообразными, и на самой верхней точке купола сейчас водрузился Крест Господень. Именно он сегодня стал тем самым крылом храма - опорой всему человечеству, оберегая поднявшихся на кровлю, как на вершину добродетели от страшного падения вниз.
Сейчас Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – Иерусалимский храм, расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Голгофа, где был распят Господь теперь находится на святом месте - на куполообразной кровле Храма Гроба Господня как и на многих других храмах; именно там сейчас находится такой же самый Крест, на котором был распят Господь. Таким образом, и поставление дьяволом Господа на крыло храма есть образ Его распятия на Кресте, которое произошло на лобном месте (Ин. 19,17-18). Да и само лобное место называемое голгофа переводится буквально как череп, это некая возвышенность, гора или скала вероятно имевшая такую округлую форму, как и сегодня купола современных Церквей.
Итак, совершенно точно то, что пророчество Даниила, о котором говорили Евангелисты Матфей и Марк, уже свершилось! И сегодня мы видим мерзость запустения на святом месте - это Крест Господень. На первый взгляд это звучит по меньшей мере кощунственно, пока мы не обратимся ко времени пророка Даниила, ведь именно на него ссылаются Евангелисты.
И действительно, где подобало стоять кресту в те далекие времена? Крест был тогда средством пыток, орудием проклятия; смерть на кресте была самой мучительной и самой позорной: «…яко проклят есть от Бога всяк висяй на древе…» (Втор 21,23). Крест до Христа был мерзостью, об этом Господь говорит устами Давида: "…положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах" (Пс. 87,9) и как орудие проклятия он не мог стоять тогда на крыше дома Божьего. То, посредством чего люди подвергались проклятой смерти не могло находиться тогда на том святом месте (на храме) посредством которого люди получали благословение Божие и спасение. Во времена пророка Даниила было даже трудно себе представить, чтобы орудие проклятия - крест, был бы поставлен на кровлю храма.
О запустении
Господь обращаясь к Иерусалиму говорит: "Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне" (Лк. 13,34). Неужели они не видели Его с того времени, как Он сказал это? Точно так. Когда Он говорит, что не увидите Меня отныне, то не тотчас обозначает, но время после креста. Он как бы так сказал: с того времени, как вы распнете Меня, вы уже не увидите Меня, пока не приду во второй раз говорит Блж. Феофилакт Болгарский. Таким образом, Господь после распятия и Своего славного Воскресения вознесся на небо и воссел одесную Отца, оставив то, в чем Ему должно быть, как Он и Сам сказал: "…Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лк. 2,49) и еще: "Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его" (Иер. 12,7). Запустение дома Его относится напрямую не только к Иудеям, но и к ученикам Господа: "Дети! не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь" (Ин. 13,33-35). И в другом месте: "Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу" (Ин. 16,16) Здесь Он показывает, что возвратится, что разлука с ними будет кратковременная, а пребывание – постоянное, эти слова можно понимать применительно к Духу Утешителю, Который снизойдет на Апостолов в день Пятидесятницы, а так же и ко второму пришествию Христа.
Итак, запустение Иерусалима приблизилось, когда множество воинов прибыло в Иерусалиме «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (Лк. 21,20) Евангелист Матфей говорит: «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк…» (Мф 27,27) это означает, что множество военных было при распятии Иисуса Христа в Иерусалиме. В том момент весь Иерусалим был окружен войсками. И приблизилось его запустение, о котором предвозвестил Господь немного ранее (Лк 13,35).
О Кресте
До распятия на кресте Господа нашего, крест являлся орудием пыток, убийства и проклятия, он был мерзостью, но после распятия на нем Христа, этот самый Крест из орудия проклятия превратился в орудие спасения, из проклятого древа в святое, из мерзости в святыню. Ибо и земля за грех Адама была проклята «…Проклята земля тебя ради…» (Быт. 3,17) ведь Бог сказал Моисею: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3,1-5) Как же земля проклятая за Адама стала вдруг святой? Это потому что Господь Бог освятил землю своим пребыванием на этой горе, потому что там, где пребывает Господь Бог, там все освящается и становится свято. Так и Крест, будучи проклятым и мерзким стал святыней, прияв в себя Славу Господню, от пребывания на нем Иисуса Христа Господа Бога нашего.
Во всем нами сказанном мы не претендуем на истину, потому что истина нуждается в утверждении со стороны Церкви, ведь Церковь есть столп и утверждение истины. Но мы надеемся, что наши размышления не противоречат учению Церкви и не враждуют с ним, а это значит, что они могут выступать за Церковь Христову, как и Христос сказал: "Ибо, кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9,38).
@Валерий Белов, Вы пишите:... Мерзость запустения - отсутствие веры в Бога. Лк 18:8...
сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18,8)
И как по вашему, отсутствие веры на земле может быть сопоставлено со словами пророка Даниила: …и на крыле святилища будет мерзость запустения…" (Дан. 9,27)?
Даниил говорит о мерзости запустения которая будет на вершине святилища ( храма) как мы можем увидеть отсутствие веры на земле на крыше Церкви?
До чего только не додумается человеческое измышление в своей свободе от Премудрости Божией!
Так, ни у кого давно уже не осталось ни малейшего сомнения в том, что символ распятого Христа - Крест Господень - является символом Мужества верности Любви, суть Богу, Сына Божия!
Символом, вознесенным над миром, как Свет Пути Истины в Жизнь вечную из мира жизни временной.
Вознесенным в напоминание страждущим исхода из рабства греха Слова призыва Господня: -
"... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,..",
и как этот призыв может стать символом "мерзости запустения"!?
Поэтому считаю, что совершенно прав присутствующий в обсуждении этой темы Валерий Белов, полагающий "Мерзостью запустения" ОТСУТСТВИЕ ВЕРЫ НА ЗЕМЛЕ!
Вы пишите: Так, ни у кого давно уже не осталось ни малейшего сомнения в том, что символ распятого Христа - Крест Господень - является символом Мужества верности Любви, суть Богу, Сына Божия! Символом, вознесенным над миром, как Свет Пути Истины в Жизнь вечную из мира жизни временной...
Совершенно верно, ни у кого давно уже не осталось ни малейшего сомнения в этом, после Крестной смерти Христа, никто этого и не оспаривает. Речь идет о мерзости запустения о которой говорил пророк Даниил еще задолго до Крестных страданий Господа нашего. Евангелисты ссылаются именно на пророка Даниила.
У Даниила речь идет о кресте еще до распятия Господа, чем по вашему являлся крест до распятия Иисуса Христа для Израиля?
Даниил говорит о мерзости запустения которая будет на вершине святилища ( храма), если это отсутствие веры, то как мы можем увидеть это отсутствие веры на земле на крыше Церкви?
С данным мнением невозможно согласиться по следющим причинам.
1) Синодальный перевод этого места, который использован автором поста, не является единственным. «Кенаф», от глагола «канаф» употребляется в значении «крыло», а потом в образном значении – край предмета или пространства: край одежды (Чис.15:38; 1Цар.24:5, 12), край, граница страны (Иов.37:3; Иов.38:13; Ис.11:12). «Шиккуцим» – множественное число от существительного «шиккуц» – мерзость (Дан.11:31; Дан.12:11), и «мешомем», – причастная форма от глагола «шамем», – опустошающий, опустошитель. В еврейском тексте «шиккуцим» является определением слова «кенаф», а подлежащим становится «мешомем». При подобной конструкции вся фраза должна быть переведена так: «и на крыле мерзостей появится опустошитель». Так и передают еврейский (мазоретский) текст, Сирийский перевод (Пешито): «и на крылья мерзости опустошитель», Акила и Симмах: «και επι της αρχης των βδελυγματων ερημωυησεται».
Как видим, в этом варианте перевода нет речи ни о каком конкретном месте храма.
Другие переводы подлежащим считают «шиккуцим», а «мешомем» определением к нему. Так LXX переводят: «και επι τον ιερον βδελυγμα των ερημωσεων εσται»; Вульгата: «et erit in tempto abominatio desolationis»; русский синодальный: «и на крыле святилища будет мерзость запустения».
Если принять этот вариант перевода, ясно, что, во-первых, речь идет об иерусалимском храме, а не о христианских храмах. Во-вторых, речь тогда идут не о центральной части, на которой, как правило, воздвигаются кресты в христианских храмах.
2) "мерзость" и "пустота" связаны в тексте пророка Даниила с прекращением жертвы. Жертва формально была прекращена во время осады Иерусалима римскими войсками в 70-м г. от Рождества Христова. В иерусалимском храме в то время обитала одна из бандитских группировок, захвативших власть. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, в храме тогда творились весьма мерзкие вещи. Но, разумеется, никакого креста тогда на храме не было.
В духовном же смысле, жертва прекратилась после искупительного жертвоприношения Сына Божьего. На это указал и Христос словами: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). То есть, иерусалимский храм, являвшийся средоточием духовной жизни Израиля до Распятия Христа, становится безблагодатным.
Какой бы из этих двух моментов ни принять, прекращение жертвы и связанное с этим запустение храма свершилось задолго то того, как на купола уже других храмов стали ставить знамение победы Христа над злом - копию Его Креста.
Обратите внимание что проф. Лопухин А. П, на которого вы справедливо ссылаетесь, замечает так же в своем толковании на 24 главу Евангелия от Матфея, 15 стих: Шикуц шомем, βδέλυγμα έρημώσεως, мерзость запустения, как предполагалось, стало у евреев чем-то вроде terminus technicus для обозначения идолов, поставленных в храме, и связанного с ними идолослужения. В таком смысле выражение употреблено в (1 Мак. 1,54 - 59), где говорится, что “в пятнадцатый день Хаслева (декабря), сто сорок пятого года (168 г. до Р. X.),” сирийцы (Антиох Епифан) “устроили на жертвеннике мерзость запустения (βδέλυγμα έρημώσεως).
______
Так как откровение дано было Даниилу по поводу его молений о своем народе и касалось его судьбы, то буквально Даниил обращается в своем пророчестве именно к Иудеям, которые сочли бы крест стоящий на святом месте - идолом, да и по сей день они так считают, ведь распятый
Господь, которого проповедуют христиане для не принявших Христа иудеев есть соблазн, как и написано (1Кор.1,22).
Господь через пророка здесь говорит с ними как бы на их языке, что на храме как и в самом храме встанет нечто совершенно для них неприемлемое, воспринимаемое ими как идол. Таким образом, Крест Господень на храме есть главный признак приближающегося дня Господнего - второго пришествия Христа и кончины мира, ведь ветхозаветные жертвы уже прекращены, Новый Завет с Богом - Евангелие Царства проповедуется по всей вселенной, от Иерусалимского храма не осталось и камня на камне, так же появилось большое множество лжеучений и опасных ересей, как и Апостол Павел говорит: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2,19). Поэтому время близко, как и Апостол Иоанн говорит: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко" (Откр. 1,3).
_____
Относительно крыла храма Сам Господь через Евангелиста, ссылаясь на пророка Даниила говорит:... стоящую на святом месте... " (Мф. 24,15) а у Марка: ... стоящую, где не должно... (Мк. 13,14) Таким образом, Господь называет крыло храма у Даниила святым местом, на котором
никак не должно стоять то, о чем Он говорит.
Причем у Марка, тот же профессор Лопухин А.П. так же замечает, что слово «стоящую» представляет собой причастие мужского рода и должно быть правильнее передано словом «стоящего» (ἑστηκότα). Тут нет согласования с существительным, к которому относится это причастие («мерзость» – по-гречески βδέλυγμα – среднего рода), и, несомненно, евангелист этим хотел что-то сказать…
Кстати, в греческом языке (являющимся исходным для трех Евангелий, кроме Евангелия от Матфея) , орудие смерти Спасителя - Честный Животворящий Крест Господень мужскго рода - Σταυρός (в греческом языке окончание "ос" означает мужской род единственное число).
Итак, читающий должен понимать (разуметь) в первую очередь, что Даниил, на которого ссылаются Евангелисты, обращается в своем пророчестве к Иудеям, пытаясь донести до своего народа будущие события связанные несомненно с Иисусом Христом.
___
Так же стоит обратить внимание на другое место в Книге пророка Даниила, где Он упоминает о мерзости запустения:
Синодальныйт перевод: "И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения" (Дан. 11,31). Церковнословянский перевод с септуагинты звучит так: "И мышцы и племена от него востанут и осквернят святыню могутства и преставят жертву всегдашнюю и дадят мерзость запустения". Блж. Иероним Стридонский говорит что вместо "мышцы" другой (или Акила) перевел "семена" в смысле потомства или поколения.
Иудеи утверждают, что здесь разумеются не Антиох Епифан и не антихрист, а римляне, о которых выше было сказано: и приидут корабли или италийцы и римляне, и он смирится. По истечении многих времен, говорят, от самых римлян, пришедших на помощь Птоломею и угрожающих Антиоху, восстанет царь Веспасиан, восстанут мышцы и потомство (semina) его, сын [его] Тит с войском и осквернят святилище, и прекратят ежедневную жертву и предадут храм вечному запустению... Итак, потомство римского кесаря, пришедшего на помощь Птоломею восстанет в лице римского императора Тита Флавия Веспасиана, который в 70 году возглавил армию в Иудее. После ожесточённых боёв он взял штурмом Иерусалим и разрушил Храм.
Далее, в третьем веке нашей эры, по указу потомка Тита - Флавия Валерия Аврелия Константина ( Константина I или Константина Великого) который был первым христианским римским императором, Крест в Римской империи стал употребляться повсеместно. Равноапостольный Царь Константин пожелал построить храм на месте рождения, страданий и воскресения Христова, а так же найти Крест, на котором был распят Спаситель. В этом ему помогла его мать - святая равноапостольная царица Елена. В 326 году Она с этою целью отправилась в Иерусалим. В память обретения Креста Христова и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Таким образом, потомки римского императора (его мышцы; под мышцами кстати можно так же понимать силу и могущество римской империи) в лице Тита осквернят и разрушат иерусалимский храм так что и ветхозаветная жертва приносимая в нем прекратится, но позже, в лице Константина великого будет воздвигнут Крест Господень и станет использоваться повсеместно, будет построен первый христианский храм.
Конечно же видим посмотрите на загнивающий Запад и Европу которые окончательно тот казались от Бога и все, что некогда было славным для этих регионов планеты теперь стало не важным и не нужным,. Мерзость запустения - это последствия отказа от Божьего порядка ..
Сказано Читающий. Вы не читающие. Читающий тот, о ком спросил Иоанн креститель: Ты ли тот, который должен придти или ожидать нам Другого? Другой это читающий, потому, что все это уже видел и знает и просто читает о том, что видел и знает. Ему нет нужды всё это изучать, просто читает. Написанное закодированое письмо апостолов.
Начнём с того, что Иисус был послан "ТОЛЬКО к погибшим овцам Израиля", т.е. к иудеям и ни о каких православных языческих сооружениях речи вести никак не мог.
Там речь шла исключительно о храме иудейском.
Мерзостью запустения в ВЗ всегда считалось наличие в храме идолов потому, что поклонение им - это духовный блуд против Бога.
Бог в этом случае оставляет храм, образуя в нём таким образом это самое запустение по причине наличия там мерзости.
Да и какой муж останется в спальне, если его жена там спит в его кровати с другим мужиком.
Материальное изображение креста сегодня и есть реальный идол и можно смело сказать, что у католиков и православных реальная мерзость запустения из-за махрового идолопоклонства иконам и прочим предметам вплоть до мумифицированных останков трупов.
Крест Христа - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО духовное понятие, на котором необходимо распинать свою падшую, ветхую, греховную натуру.
И что можно сделать с этой ветхой натурой куском перекрещенного дерева или метала???
А вот поклоняться изделию рук своих в нарушение второй заповеди - вполне.
Иисус, как и Даниил, говорит о последнем времени, о 70-й седьмине из (Дан.9:24).
Там до распятия Христа 7 и 62 седьмины и в сумме 69.
С распятием Христа кончается время Израиля и начинается время Церкви и остаётся одна 70-я седьмина, когда время церкви закончится и Бог будет спасать остаток Израиля согласно кн. Захарии и Откровения и о которой написано: времён, времени и полувремени или 3,5 года или 42 мес. или 1260 дней - время правления зверя и антихриста.
Это время ещё не наступило и мы не можем точно знать, что это за мерзость, которая появится в отстроенном третьем храме, в который войдёт антихрист, выдавая себя за Бога.
Но что то идольское он там поставит на крыше храма и евреи упрутся против этого, после чего их начнут уничтожать за отказ поклониться антихристу, как Машиаху. (последние три главы Захарии).
Христиан это уже никак касаться не будет.
Часть из них - победителей Иисус восхитит навстречу Себе на облака на брачный пир.
Часть оставится для переплавиться в скорби до Его видимого пришествия (вторая часть седьмины).
А все католические, православные и протестантские идолопоклонники ... таки поклонятся зверю и образу его.
Для них это будет привычно и сегодня поклоняющихся изделию рук своих или своим пасторам-наёмникам.
Пророк Даниил высказал пророчество о далеком будущем, которое должно было исполниться несколько раз. Первый раз оно исполнилось в 66 г н.э., когда Римские войска генерала Цестия Галла окружили "святой город" Иерусалим. Военные знамена и символика(которые по-сути являются идолами) языческих войск стояли на горе рядом с храмом Бога. Об этом событии, которое является частью признака присутствия Христа, говорил и сам Иисус. Матфея 24: 15,16. Христиане оказались в западне, но неожиданно Римские войска сняли осаду и ушли. Это позволило христианам последовать указанию Иисуса:"Тогда находящиеся в Иудее бегут в горы…"(Лк 21:20,22) появилась возможность бежать в другую страну, потому что они понимали-Иерусалим будет уничтожен, согласно пророчеству.
Вскоре Римляне вернулись в 70-ом г во главе с Титом. Осадили переполненный людьми город (более 1000 000 иудеев, пришедших на празднование пасхи). Тит неоднократно предлагал сдаться, но иудеи отказывались. Через 4 месяца город пал. По свидетельству историка Иосифа Флавия погибло миллион сто тысяч человек, 97 тысяч уведено в плен. Последний оплот иудеев, крепость Масада в 73 году пала. В результате опустошения Иерусалима в 70 году н.э. "святое место"-Иерусалим, "святой город"-перестало существовать.
Второе исполнение пророчества ожидается в будущем. Согласно книги откровение 17 глава будет уничтожен Вавилон Великий царями земли. В посте упомянуто крыло храма. Это была самая высокая точка стены вокруг храма (более 30-и метров, если не ошибаюсь).
Как-то эта гипотеза про то, что Крест, пророк Даниил назвал "мерзостью запустения", слишком надумана и даже противна моему скудному умишке. Не могу тягаться с автором в его глубокомыслии, но и принять его версию не могу. Просто чисто интуитивно, чувствую, что она неверна.
@Ольга Гордеева., человек так старается притянуть некое свое объяснение, что даже не посчитал седмины от обратного с учётом известных исторических точек времени, Православие затмевают разум догматами.