Истоки легенды о Граале содержатся в мифологии древних кельтов, языческие корни указывают на ее происхождение от древнего индоевропейского мифа о магическом сосуде — символе жизни и возрождения. В легенде «Передур — сын Эвраука» (Peredur fab Efrawg), содержащейся в сборнике древних валлийских преданий «Мабиногион» (Mabinogion), главный герой, пребывая в замке своего дяди, увидел, что «в зал вошли две служанки, несущие блюдо, на котором лежала окровавленная человеческая голова. Тогда все, кто были в зале, издали горестный стон, и нелегко было его слышать». Этот и предыдущий эпизод с копьем (2 слуг внесли его в зал, и с него на пол стекали 3 струи крови) упоминаются в легенде о Граале в средневековой литературе. Позднее легенда соединилась с библейскими сюжетами, и отрубленная голова стала восприниматься как голова св. Иоанна Крестителя, блюдо с кровью — как Грааль, а копье — как Сангрель, которым был ранен Спаситель на кресте (реликвия, хранившаяся, по преданию, вместе с Граалем). В песнях многих кельтских бардов Передур (прототип Парсифаля, отправившегося на поиски Грааля) назван одним из храбрейших рыцарей кораля Артура. Образы валлийского эпоса восходят к еще более древним кельтским легендам, согласно которым народ Туата де Даннан (племена богини Дану), прибыв в Ирландию с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы — волшебный котел кельтского бога Дагда, чудесное копье и непобедимый меч. В поздних легендах о короле Apтype котел Дагда и связанные с ним представления повлияли на символику повествований о Граале, остальные предметы трансформировались в копье, которым ранили Христа, и в меч Эскалибур. «Мабиногион» включает кельтские мифы, содержащие сказания о короле Артуре, их мотивы легли в основу легенд артуровского цикла, отразились в латинской хронике «История бриттов» (Historia Britonum) валлийского свящ. Ненния (ок. 800), в «Анналах Камбрии» (Annales Cambriae, кон. X в.) и в др. Таким образом, памятники, сохранившие раннюю стадию развития артуровской легенды, имеют валлийское происхождение. После переселения бриттов в VI в. по Р. Х. в Арморику (Бретань) эти легенды распространились по всей Европе.