Вызывает удивление, что в Новом Завете Заповедь субботы в своем дословном изложении нигде не встречается, не подтверждается и даже не рекомендуется общине. Такого упоминания в Новом Завете просто нет.
В Новом Завете эта заповедь звучит так:
«Суббота для человека, а не человек для субботы». Другими словами, суббота не должна быть бременем, к которому человек должен приспосабливаться, но суббота должна быть удовольствием, излюбленным временем для общения в Божьем покое!
Иудеи же конвертировали субботу в неподъемное бремя.
Второе, что Иисус сказал им, шокировало еще сильнее: «Сын Человеческий есть Господин и субботы», и, таким образом, Он провозгласил Свое человеческое господство над субботой.
Суббота по закону Моисея- это седьмой, узаконенный день отдыха для народа Израиля .
„Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а седьмой день – суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, (ни вол твой, ни осел твой, ни всякий) скотт твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его“. ( Ис 20,8-11)
Собственно, человек должен был бы радоваться, что Бог даровал ему свободный день для отдыха, но именно Заповедь субботы очень часто не соблюдалась. Стремление Бога не заключается в том, чтобы урегулировать нашу работу в течение шести дней и в мотивации человека сделать как можно больше, но Бог больше всего озабочен о том, что человек из-за беспрестанной работы ЗАБЫВАЕТ ИСКАТЬ ПОКОЙ В БОГЕ. Поэтому Бог призывает человека: «Успокойся, неугомонный человек, потому что твое благо и спасение ты найдешь не в твоей работе, а в твоем спокойствии, в твоей тишине.»
„Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение ГОСПОДНЕ, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки. ГОСПОДЬ будет поборать за вас, а вы будете спокойны.“ (Исх 14,13-14)
В Исаии 30,15 читаем: „Ибо так говорит Господь БОГ, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели“.
Спасение человека не заключается в ЕГО ДЕЙСТВИЯХ, но в Божием покое . На основании вышесказанного возникают конкретные вопросы:
Что собственно имел в виду Бог, давая распоряжение о соблюдении дня покоя? Почему Завет о субботе занимает такое важное место в десяти Заповедях и в жизни народа Израиля?
• Физический покой и отдых для человека и домашних животных без сомнения были важным фактором.
• Человек должен помнить о своем Творце.
• День собрания является значимым событием, потому что люди не только собирались вместе, но и получают новые импульсы в обращении к Богу.
• В субботу народу Израиля нужно было напомнить о том, что Бог освящает народ (Ис 3,.13).
Иисус говорит в Ин 17,17+19: „Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены Истиною“.
В праздновании субботы наряду с её естественным обоснованием прослеживается и чёткое указание на освящяющее действие Иисуса через Его жертву.
Но Заповедь субботы имеет еще и более глубокий смысл:
И помни, что (ты) был рабом в земле Египетской, но Господь, БОГ твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, БОГ твой, соблюдать день субботний (и свято хранить его)“. (Втор 5, 12-15)
И хотя важным доводом для учреждения субботы явился исторический факт удивительного избавления Израиля из египетского рабства. Не имел ли в виду Бог уже тогда под седьмым днем- День ЕГО ПОКОЯ, или СПАСЕНИЕ СВОЕГО НАРОДА так, как сказал Иисус:
Ин 8:34-36: "Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете."
Да,Израиль получил в Ханаане спокойствие извне, но из-за своего неверия и непослушания народ не пришел к ПОКОЮ В БОГЕ, ср. Числа 14,21-23 с Евр 4.11.
Но в Послании к Евреям4,3 написано:„Они (народ Израиля в пустыне) не войдут в ПОКОЙ МОЙ“.
По прошествии длительного времени Бог назначает другой день, «ныне», в который Он еще раз предоставляет народу Божьему возможность войти в Божий покой (Пс 94,7-11). Автор послания к Евреям хорошо знал историю народа Израиля и связанные с ней ветхозаветные пророчества. В своем послании он сначала обращается к Евреям. В главе 4 он ссылается на Псалом 94,7-11, где говорит: „Ныне (сегодня), когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“. Этим «ныне» он ссылается на время прихода Иисуса, время евангельского благовествования. И в той же главе он четко объясняет глубокий смысл Божьего покоя в седьмой день после сотворения мира (Евр 4,3-9):
• во-первых, он связывает субботний покой Бога, день седьмой, день отдыха, с приходом народа Израиля в Ханаан под водительством Иисуса Навина и характеризует это событие негативно, потому что с Иисусом Навином Израиль не вошел в истинный покой Бога.
• во-вторых, он связывает субботний покой Бога со вступлением уверовавших в Иисуса в обетованную духовную землю (царство Божие).
В послании к Евреям 4,8 он пишет: «Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то Бог не говорил бы через Давида ( Пс 94,7-11) о другом дне, о «ныне», как о новой и окончательной возможности войти в субботний покой Бога.
В Евр 4,1 он пишет: „ Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование, войти в покой Его“. В Евр 4,3 он говорит: „А входим в покой мы уверовавшие“; и в главе 4,9 читаем: „Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его (Бога), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих“.
Понятие субботний покой или праздник субботство встречается в Новом Завете только в Послании к Евреям в главе 4,9. Греческое слово «сабатисмос» означает в переводе субботний покой и находится в тесной связи со словом «катапаусис», которое нашло свое отражение в Евр 4 как Божий покой.На основании этой текстовой взаимосвязи в Евр 3,7 – 4,11, мы можем констатировать, что субботний покой в Ветхом Завете в его истинном, глубоко духовном значении проявляется в среде уверовавших в Иисуса Христа и поэтому имеет ВЕЧНОЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ. Это означает, что он не будет прерван, но, естественно, только в вечности, после нашего воскрешения, будет он воплощен в совершенном и окончательном виде.
О том, что этот покой можно познать и сегодня, говорит нам Иисус в Мф 11, 28-29: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете ПОКОЙ душам вашим“.
Греческое понятие «анапаусис» в этом тексте означает «прекращение», «покой» и «наслаждение». Иисус желает привести нас в состояние, при котором мы оставили бы наши собственные хлопоты и приняли бы Его покой.
Покой Божий в седьмой день, как он описан в Бытие 2 и покой, к которому так приветливо приглашает Иисус, в своей сути ОДИНАКОВЫ. Итак, то указание, которое постоянно в своем буквальном значении не исполнялось, стало теперь в Иисусе предложением, (т.е. теперь нам Иисус его предлагает). Это не значит, что Он отменил закон субботы (Мф 5.17), ОН ОСУЩЕСТВИЛ ЕГО. В Нем мы находим покой. И тот, кто через веру находится в Иисусе, тот находится и в покое Божием. И НЕ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ДЕНЬ недели, а в любой ,и во все времена.
Если суббота должна была напоминать израильтянам о рабстве и удивительном спасении из Египта, правда только в физическом смысле и благодаря Моисею, насколько же больше должен напоминать духовный покой о спасении человека из рабства греха и смерти через Иисуса Христа?
Полный текст:
Истинный субботний покой народа Божьего
"Истинный субботний покой народа Божьего"