1. Отличия католицизма от православия.
- Филио́кве (лат. Filioque — «и от Сына») — добавление к латинскому тексту символа веры единой в те времена Вселенской Церкви утверждения о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына», официально принятое в виде догмата в IX веке. Стало одним из главных формальных поводов для разделения Вселенской Церкви на Католическую и Православную. Речь идёт о Первом Великом расколе, начавшемся в IX веке, и окончательно закончившемся в середине XI века (16 июля 1054 года три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме Патриарха Константинопольского и двух его помощников. В ответ на это 20 июля Патриарх предал анафеме легатов).
- Важнейшим отличием является и то, что в Православии главой Церкви является только Иисус Христос (Бог-Отец, как это упоминается во многих трудах религиоведов, отошёл на задний план, можно сказать – был отправлен на свалку истории). Но вот парадокс: догмат о филиокве православная церковь не поддерживает. Соответственно, Святой Дух от Главы Церкви – Иисуса Христа (согласно догматике Православия) не исходит.
- Православная церковь не признаёт также догмат о непогрешимости Папы Римского (непогрешим только Бог).
- Православная церковь не признаёт Чистилище, выдуманное католиками, где человек, не совершивший смертных грехов, может «очиститься» от грехов менее тяжких и после этого попасть в рай.
- 08.12.1854 года Папа Пий IX выпустил буллу о непорочном зачатии самой Девы Марии её родителями Иоакимом и Анной. Здесь, правда, речь идёт о том, что зачатие произошло естественным путём, но ещё до момента совокупления её родителей с них было снято проклятие первородного греха и, таким образом, этого проклятия уже от рождения не было и на самой Деве Марии. Православная церковь этот догмат не признаёт.
- У этих конфессий разные взгляды на образы бытия Святой Троицы и следствие благодати, отличается обрядность во время богослужения, не всегда совпадают календари религиозных праздников (католики придерживаются григорианского летоисчисления, а православные - юлианского).
- В то время, как в католицизме обет безбрачия (целибат) распространяется на всех без исключения священнослужителей, в Православии духовенство делится на Белое и Чёрное. Обет безбрачия принимают только представители Чёрного духовенства (монахи). Монашество в православии едино, монашеские ордена (что имеет место в католицизме) в православии отсутствуют.
-У монахов католических орденов на голове обязательно должна быть выбрита тонзура. У всех католических священнослужителей должно быть выбрито лицо. Православные священнослужители обходятся без тонзуры, но обязаны носить бороды.
Вместе с тем, все эти противоречия в догматике между церквями – противоречия формальные. Истинные причины разделения церквей – жажда единоличной власти в христианском мире.
Что касается непорочного зачатия, то здесь католицизм и православие солидарны. Но многие верующие не в курсе того, что догмат о непорочном зачатии Девы Марии связан с некорректным переводом с иврита сло́ва «а́лма» (молодая женщина) на греческий: «парфе́нос» - девственница. На иврите девственница звучит как «бетуна». Речь в пророчестве, связанном с рождением Машиаха (Мессии) у ветхозаветного пророка Исайи шла именно о молодой женщине, но христианские переводчики это понятие извратили и сделали из Девы Марии девственницу. Зачем это было сделано, непонятно до сих пор, поскольку в иудаизме (базы будущего христианства) деторождение не только приветствуется, но является обязательным. Уклонение от него подобно смертному греху.
Солидарны католицизм и православие также в отношении совершенно нелепо выглядящей родословной Иисуса Христа. Признавая его сыном Яхве, его родословную (у Мессии, согласно Тана́ху, она должна обязательно восходить к царскому роду) Церковь ведёт от Иосифа-Плотника (не признавая его при этом биологическим отцом Иисуса), выводя родословную самого Иосифа от царя Давида. В иудаизме Машиах (Мессия, Помазанник божий) – это, прежде всего, идеальный государь и выдающийся управленец, потомок царя Давида, но не бог. В христианстве это бог, облечённый в плоть Мессии. Он вынужден жертвовать собой за грехи людей, которые сами искупить их не могут. Отсюда возник греческий эквивалент понятия – Христос (дословно - Помазанник).
Чтобы читатели могли лучше разобраться в структуре Православной Церкви, ниже приведены данные о чинах и санах в православии.
О структуре католической церкви, чинах и должностях её служителей говорить не будем – она довольно запутана, имеет отличия в разных регионах мира. Да и не актуально это ни для православного россиянина, ни для атеиста.
2. Чины и саны в православии.
Православное духовенство делится на Белое и Чёрное.
2.1. Представители Белого духовенства - это чины и низшие саны в православии, делятся они на несколько групп:
Алтарники (послушники), псаломщики (чтецы псалмов), иподиаконы. Все эти чины не являются церковнослужителями, священнического сана не имеют. Они не проходят обряд священства и продолжают оставаться (с точки зрения Церкви) мирскими людьми.
Диакон (служитель). Он является помощником священника при богослужении, самостоятельно проводить богослужение ему запрещено. Протодиакон – главный дьякон в церкви (соборе).
Иерей – низший сан в православной церкви (два предыдущий чина священнического сана не имеют). Протоиерей – этот сан даётся как награда самому главному иерею собора, храма. Он является и настоятелем этого собора. Иерей проходит обряд священства, но не принимает постриг. Именно иерей – это приходской священник, или один из священнослужителей большого храма (собора), которого в просторечии часто называют попом, который имеет право вести богослужение, проводить причащение. Протопресвитер. Это высший сан в Белом духовенстве, присваивается только Патриархом Московским и всея Руси за самые добрые и богоугодные дела. Это предел карьеры для представителя Белого духовенства, имеющего право вступать в брак и иметь семью. Мало того, любой из иереев, перед прохождением обряда Священства уже должен быть женат. Правда, вступать в брак они имеют право только один раз, почему поп и оберегает свою попадью, как зеницу ока).
2. 2. Чёрное духовенство – это монахи. Все они принимают обет безбрачия. Именно из них формируется православная иерархия.
Иеродиакон – это диакон, но при этом обязательно монах. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Самый старший из иеродиаконов - это архидиакон.
Иеромона́х (то есть: иерей – монах). Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить и священники из белого духовенства (иереи), которые решили перейти в монахи.
Игумен (игуменья). Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря. Раньше этот сан давался обычно в качестве награды за заслуги перед РПЦ. Но с 2011 года Патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря (но не первого и высшего класса).
Архимандри́т. Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Чаще всего архимандрит является настоятелем храма или монастыря (лавры) первого и высшего разряда, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий). Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении епископ получает самую Высшую благодать Господа и поэтому может совершать любые священнодействия. По церковным законам все епископы имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса - четырехугольного платка, в который зашита частица мощей какого-либо святого. Епископ контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит. Это высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только Патриарху. В его ведении находится митрополия (например: митрополия Санкт-Петербургская и Ладожская, состоящая из нескольких епархий)
Патриарх. Самый высокий сан в православной церкви, Патриарх – главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Поместном Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место Патриарха пустует, временным исполняющим его обязанности назначается местоблюститель, который управляет РПЦ и одновременно готовит Поместный собор иерархов для выборов нового Патриарха.
Если статья понравится, следующая будет о патриархе Никоне и о причинах возникновения старообрядчества, его отличиях от канонического православия.