В оставшееся до 28.06.2023 г. мне хочется поговорить с участниками сообществ Кью на серьёзные темы, которые являются базой для мировоззрения многих наших соотечественников. О том, как происходило их становление и дальнейшее развитие. При этом моя цель состоит в том, чтобы люди лучше знали, как формировалось одно из мировых идеалистических учений, ни в коем случае не пытаясь переубедить кого-то в его отношении к этому вероучению.
Сегодня рассмотрим вкратце вопросы становления христианского богословия, понятия которого связаны с идеалистической философией и формировались в течение целых столетий. Я попытался написать об этом кратко и, по возможности, в простой, доходчивой манере, хотя должен признать, что это очень непростая тема.
Понять, что такое христианская религия, невозможно без знакомства с христианской теологией (богословием), которая имеет целью доказать истинность религиозной веры, непогрешимость религиозных представлений, незыблемость догматики христианства.
Что же представляет собой христианское богословие? В широком смысле этого слова под теологией (от греч. thе́оs - бог, lоgos – слово (применительно к данной теме - наука) понимается система обоснования и защиты религиозных учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Теология включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения "Священного писания", богодухновенности "Священного предания", божественной сущности церкви, а также целый ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения (литу́ргика), организацией проповеднической деятельности (гомиле́тика) и т. д.
Богословие ставит своей задачей привести в определенную систему весь религиозный комплекс, всю совокупность элементов религии, обобщить и осмыслить их применительно к массовому религиозному сознанию конкретной эпохи, к общественно-историческим условиям существования религии. Но одновременно в богословии массовое религиозное сознание освобождается от непосредственной связи с индивидуальными представлениями верующих. Тем самым в богословии религиозная идеология получает свое концентрированное выражение.
Возникновение христианского богословия
Основы христианского богословия закладывались в первые века нашей эры в борьбе с многочисленными еретическими течениями в самом христианстве и враждебной христианству "языческой мудростью". Решающая роль в этом принадлежала постепенно оформившейся официальной церкви с её епископатом. Объявив себя наместницей Бога на Земле, церковь тем самым присвоила право толкования всех вопросов вероучения и культа.
Первоначально христианское богословие было по преимуществу апологетическим (апологетика – защита христианства от любых нападок и критики со стороны её противников). Главной его задачей было доказательство преимущества новой религии перед другими религиями, изобличение различных ересей, изложение основных ортодоксальных христианских положений. Зачатки подобной апологетики уже содержатся в Послании апостола Павла римлянам, в Евангелии от Иоанна. Видными апологетами раннего христианства были Юсти́н Мученик, Татиа́н, Феофил Антиохийский, Ирине́й Лионский, Ипполит, Тертуллиа́н, Климент Александрийский, Ориге́н. Каждый из них оказал большое влияние и на церковную доктрину в целом, и на последующих богословов.
Апологетика богословов первых веков далека от последующей ортодоксальности. Так, Юстин считал, что Сын Божий (иначе lоgos (Слово) произошёл от отца, который посредством Слова сотворил мир. Этим он подчёркивал, что сын как разумная сила божья существует не вечно. Кроме того, Юстин не видел различия между Сыном и Духом Святым.
Климент понимал бога как отвлечённое единство, чистую мона́ду (обожествлённую субстанцию), которую можно постигнуть посредством абстрагирования.
Ориге́н полагал, что сын Божий не является Богом, а только подобен ему. Он сделался Богом только через участие в божестве. Поэтому между Богом и сыном существуют отношения, которые можно определить как отношения высшего и низшего понятия.
Отличительной особенностью апологий Юстина, Климента, Оригена было то, что они пропагандировали идею объединения веры и знания, богословия и философии. Но другие христианские апологеты не разделяли подобных взглядов.
К примеру, Тертуллиан резко осудил и отверг апологетику Климента и Оригена, полностью отрицал роль разума в делах веры. По его мнению, между откровением и научным познанием нет никакой связи. И если подобная связь искусственно устанавливается, то это немедленно ведёт к ереси.
Хотя церковь не приняла многие положения первых апологетов и даже осудила их формулировки христианских догматов, Ориген, Климент и Юстин сыграли важную роль в становлении христианского богословия. Так называемые вселенские (Великие) учителя Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Амвросий, Иероним, Августин Блаженный (и другие) находились под сильным влиянием первых апологетов, многое заимствовали у них.
После вселенских соборов, постепенно сформулировавших основные догматы христианской веры, развитие апологетического богословия не прекращалось. Излагая христианскую догматику, оправдывая и защищая её от критики, богословы одновременно вели самую жестокую борьбу с многочисленными ересями. Несмотря на повеление императора Константина (провозгласившего христианство официальной религией Римской империи) предать огню все еретические книги, а тем, кто их утаивает, отсекать голову, ереси не прекратили своего существования. Требовалось, помимо репрессий, идеологическое обоснование их несоответствия Откровению, их враждебности церковной ортодоксии. Эту задачу пытались решить Отцы и Учителя церкви IV—V вв.
Иоанн Дамаски́н в своём апологетическом сочинении "Источник знания" дал общую оценку "Символу веры" и длительным спорам вокруг догматических истин. "Источник знания" стал прообразом последующей систематической теологии. Ещё решительнее в защиту ортодоксии, утверждённой на Никейском соборе, выступил Афанасий Великий. Григорий Нисский в своём трактате, названном "Большим огласительным словом", путём произвольных умозаключений пытался доказать истинность основных соборных положений о божестве.
Немало сделал для христианской теологии Августин Блаженный. Он выдвинул для доказательства бытия Бога Идею причастности, в соответствии с которой любая истина является реальной только в том случае, если она соответствует идее истины, т. е. Богу. Им же было сформулировано онтологическое (Онтология (греч. ontos – сущее, logos – в данном случае – учение) – философская наука о сущем, о бытие), доказательство бытия бога, сводившееся к тому, что понятие всесовершенного существа свидетельствует о его существовании. Августин детально разработал христианское учение о божественной благодати, о божественном предопределении. В своём многотомном сочинении "О граде божием" он не только отстаивал всю систему христианских представлений, но и выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.
С этого периода теология приобретает не только идеологическое, но и ярко выраженное политическое значение. В перипетиях теологической борьбы всё заметнее становится роль государственной власти. Противники никейской ортодоксии преследуются, изгоняются. Теологическая борьба накладывает свой отпечаток на всю политическую жизнь. Тем самым уже в ранней теологии закладываются основы будущего средневекового христианского деспотизма.
Система богословия
Христианское богословие никогда не представляло единого целого. Строго говоря, такого богословия вообще не существует. Есть теология католическая, православная, протестантская и т. п. Каждая имеет свои специфические особенности, отличающие одну систему от другой. В каждой из них содержатся такие догматы и представления, которые не только не признаются, но и осуждаются другими христианскими церквами. Например, православие не признаёт догмата о так называемом филиокве (об исхождении Святого Духа и от Бога-Отца, и от Бога-Сына), считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Православная Церковь не признаёт также догмата о непорочном зачатии самой Девы Марии, принятый в католицизме. Есть и множество других отличий.
В одних из этих систем могут преобладать рациональные моменты, в других - мистические. И, тем не менее, у них есть немало общего, позволяющего на основании исследования одной богословской разновидности составить себе представление об основном содержании другой.
Под богословской системой понимается набор различных богословских дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Сюда входят: основное богословие, догматическое богословие, нравственное богословие, патрология, сравнительное богословие, пастырское богословие, аскетика, гомилетика (наука о церковной проповеди), литургика, обличительное богословие, экзегетика (толкование религиозных текстов), церковная археология, церковное право и другое.
К сожалению, рассмотреть каждую из этих составляющих богословской системы до 28.06.2023 г. невозможно. Поэтому те читатели, которых эта тема заинтересовала, могут познакомиться с ней в интернете или в специальной литературе.