Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какая ответственность экспедитора или поставщика при утере товара при транспортировке?

Человек заказывал у компании определенный товары (одежда) Как получатель у ТЭК он указан как физическое лицо, хотя заказывал для предпринимательских целей. Поставщик в объявленной ценности указал 3500, хотя товара было на 50 000 руб. На 25 000 товара не дошло. Об этом был составлен акт при получении. Накладной на товар поставщик не положил. По сути, объективное доказательство отсутствия товара - меньший полученный вес по сравнению с отправленным. Оплачивал покупатель на карту физического лица, а не счет компании. Можно ли с кого-то взыскать реальные убытки?
ЮриспруденцияПраво+3
Михаил Александрович Бурла
  · 1,8 K
Транспортная компания. Специализация – автомобильные грузоперевозки от 1 кг по России и в...  · 25 нояб 2021  · samcom.ru
Ответить, сможете ли вы взыскать реальные убытки или нет, мы не можем. Всё потому, что не знаем, какие документы, подтверждающие погрузку/выгрузку и факт утраты груза, у вас есть на руках. Но мы можем рассказать, как в целом устроен этот процесс.
Начнём с ответственности перевозчика/экспедитора.
Согласно п. 1. ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В п. 2 той же статьи сказано, что ущерб, причинённый при перевозке груза, возмещает перевозчик. Размер выплаты будет зависеть от того, что случилось с грузом:
  • в случае утраты или недостачи груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • в случае повреждения (порчи) груза, в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа, в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости груза или багажа.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 796 ГК РФ перевозчик выплачивает не только ущерб, но и возвращает отправителю или получателю (в зависимости от того, с кем заключён договор), стоимость перевозки. Она рассчитывается тоже в зависимости от того, какие потери понёс клиент.
Согласно п.1 ст 15 ГК РФ человек, права которого были нарушены, может потребовать и полное возмещение убытков, если законом или договором не предусмотрено иное. Под убытками понимается и стоимость имущества, и стоимость перевозки, и неполученный доход (упущенная выгода).
Однако у всего этого есть одно важное условие: по закону (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») пострадавший должен доказать, что он понёс убытки из-за действия или наоборот бездействия перевозчика или экспедитора. Один из самых очевидных способов это сделать — предъявить документы, подтверждающие это. Без этого в получении компенсации человеку может быть отказано.
Что касается вашего случая, то у вас при перевозке было нарушение в составлении товаросопроводительных документов.
Обычно несоответствие данных в заявке и в документах фиксирует перевозчик на стадии принятия груза, и он может это отразить в товаросопроводительных документах. Но только в том случае, если договор был заключён между ним и получателем.
Также в вашем случае нужно понять, как груз принимался к перевозке (в коробке, на палетах и т.д.) и каким образом было зафиксировано отсутствие товара на 25 000 руб (после внутритарного вскрытия в присутствии представителя перевозчика или без него). Всё это важно с юридической точки зрения.
Касаемо оплаты физическому лицу вместо юридического.
Её можно использовать как доказательство оплаты товара. Но только в том случае, если есть какие-то доказательства. Например, если вам поставщик писал с коммерческой электронной почты и высылал реквизиты карты физического лица и просил оплатить товар.
Если этого нет, то в этом случае можно пойти другим путём. Так как вы перечислили деньги напрямую физическому лицу, то у него с юридической точки зрения возникло «неосновательное обогащение». Вы можете его взыскать, обратившись в суд, на основании ст. 1102 ГК РФ.
Надеемся, эта информация вам поможет.
Транспортная компания. Перейти на samcom.ru
1 эксперт согласен
Организация перевозок грузов автомобильным, железнодорожным, морским транспортом.   · 29 нояб 2021  · y-logistics.com
Отвечает
Юрий Соколов
В случае, если договора с поставщиком нет, то убытки на 25000 взыскать скорее всего не получится, т. к. единственный документ в данной сделке это транспортная накладная. А т. к. в ней объявленная ценность 3500, то и взыскать получится в этих пределах. Т. к. деньги переводились на карту физического лица, то доказать покупку у компании скорее всего не получится. В данной... Читать далее
Организация перевозок и консультации в части логистики Перейти на y-logistics.com
Автоперевозки со скоростью самолета! От письма до станка!   · 26 нояб 2021  · rus-express.com
Исходя из ситуации, больше вопросов, чем ответов. Если покупали как предприниматель, то в каком статусе? Переписка с продавцом/поставщиком где велась? Какие документы он вам присылал? Если груза пришло меньше, то составлялся ли акт и выставлялась ли претензия поставщику? Где товаросопроводительные документы? Почему платили на карту физлица? Если поставщик не... Читать далее
Автоперевозки со скоростью самолета! От письма до станка!   · 26 нояб 2021  · rus-express.com
У поставщика и экспедитора разная ответственность, причем товар относится только к поставщику. Экспедитор работает не с товаром, а с грузом. Нужно смотреть ваш договор поставки, а затем и договор перевозки или ТЭО. Если экспедитор принял груз к перевозке или хранению, то он несет полную материальную ответственность за утерянный груз перед грузоотправителем, т.к. пока... Читать далее