Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Преподаватель русского языка и литературы в онлайн-школе Синергия  · 27 июн 2022

Гений места, или литературная экскурсия

Гуляя по Арбату, вы наверняка проходили мимо памятника Булату Шалвовичу Окуджаве. Если нет, то посмотрите на фото. Что необычного? Почему место для памятника выбрали на Арбате? 
Древние верили, что у каждого-каждого места на земле есть свой добрый дух и покровитель. Его называли  Genius loci , «Гений места». Если зайти в дворик, где находится этот монумент, то сразу можно ощутить смену атмосферы. Только что был шум, гам, толпа и вот резко тишина….
Гений Булата Окуджавы и гений Арбатского Двора, являют чудесный пример совпадения. Не зря один из современников описывал Булата Окуджаву тоже как Genius loci: «…Булат Окуджава — своего рода независимое островное государство».
Булат Окуджава, которого, кстати, при рождении назвали Дорианом в честь Дориана Грея, родился 9 мая 1924 г. в роддоме, располагавшемся рядом с рестораном «Прага» и первые 16 лет жизни, правда, «наездами», провел в этом доме, в двух коммунальных комнатах на четвертом этаже. 
Булата Шалвовича называют создателем трёх мифов: о войне, о Грузии, а третий миф вы определите сами, прочитав следующий фрагмент.  
Пускай моя любовь как мир стара, -
лишь ей одной служил и доверялся
я - дворянин с арбатского двора,
своим двором введенный во дворянство.
За праведность и преданность двору
пожалован я кровью голубою.
Когда его не станет - я умру,
пока он есть - я властен над судьбою.
Не плачь, Мария, радуйся, живи,
по-прежнему встречай гостей у входа…
Арбатство, растворенное в крови,
неистребимо, как сама природа.
Когда кирка, бульдозер и топор
сподобятся к Арбату подобраться
и правнуки забудут слово "двор" -
согрей нас всех и собери, арбатство.
Итак, каков же третий миф? Конечно, миф об арбатском детстве.
Возле памятника конкретный двор дома номер 43 по улице Арбат и в то же время — источник пожалованного дворянства и обретаемого в нем благородства, «голубой крови». Здесь встречаются Арбат и арбатство. Нечто бытовое, невозвратимое (как Мария, бегущая по коридору коммунальной квартиры, чтобы встретить гостей у самого входа, как арбатский говорок и местные жулики) и нечто духовное, непреходящее.
Сама скульптурная  композиция напоминает только что проделанный путь (а к памятнику надо идти через двор): через арбатский дворик. Кстати, дерево тоже часть композиции.
Фигура Окуджавы не поднята на недосягаемый пьедестал, к нему можно подойти, с ним можно сфотографироваться… Он так близко!
Стол тоже часть композиции. Там можно разместиться и посидеть. На арке вы  можете найти строки из только что прочитанного стихотворения.
У Булата Шалвовича есть рассказ «Как Иван Иванович осчастливил целую страну». Этот Иван Иванович делал потрясающие рамки: вставляешь в такую рамку картину – и она выглядит как классическая! Рассказ этот автобиографичен и, наверное, отражает суть феномена Окуджавы. Песни Высоцкого полны силы лишь в его собственном исполнении, а у песен Окуджавы много прекрасных исполнителей. Более того, в тексты Окуджавы каждый вкладывает свой смысл! Так много существует трактовок! Его песни как рамки Ивана Иваныча… Вы входили через эту арку-рамку и постепенно наполняли этот дворик каждый – своим особым содержанием… Но посмотрите: мы только вошли, а Булат Шалвович уходит…
Если  со стороны дворика зайти в первую рамка (всмотритесь в фото, композиция памятника довольная ведь большая: и стол, и дерево, и первая рамка), то видно только спину уходящего поэта: он без пьедестала, но ушел  далеко во времени и в своем творчестве.  У гениального поэта - гениальный памятник. 
Посмотрите в спину Булату Окуджаве и послушайте стихотворение.
….А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
и я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
для дальних дорог не прошу,
но маленький дворик арбатский
с собой уношу, уношу.
Миф о войне у него получился довольно-таки подлый. Да и сам он. Как оказалось, в каком-то смысле миф. То есть, то... Читать дальше