Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Преподаватель истории, обществознания и права, заместитель директора онлайн-школы Синергия  · 14 июл 2022

Фауст русской живописи

Максим Горький утверждал, что у Врубеля есть "уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты»". Утверждал публично и не один. Волна критики обрушивалась на Михаила Врубеля при его жизни.  Правда, разбивалась эта волна о подножье скалы под названием "Время". Сейчас сложно поспорить с величественным мастерством художника, с его техникой и умением владеть цветом. Врубель уникален тем, что не имел учителей и наставников в классическом понимании, и никого не обучил своему мастерству. Он, как вспышка кометы, пронесся по небу русской живописи и угас, озарив ярким светом творчество Лермонтова и подарив нам новый взгляд на демонический образ. 
 
Образ Демона Врубеля действительно был новаторским. Никакой "дьявольщины", рогов, копыт и зла. 
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», — так описывает художник своего персонажа в письмах отцу. 
Не демон, а падший ангел - так хочется сказать, глядя на главного героя поэмы Лермонтова, показанного в иллюстрациях Врубеля.
Он огромного роста и едва умещается на полотне картины, он печален, тих, нежен. Несмотря на могущество его фигуры, в нем много женских черт. Такой образ был задуман Врубелем специально. Ведь зло может совершать как мужчина, так и женщина, так пусть же это будет андрогинный образ. 
Глядя на данное изображение, фантазия смотрящего может представить его цветным: сияющее звездное небо, фактура ярких тканей платья Тамары, ее румянец на полыхающих щеках. Врубель умел передать цвет, работая с множеством оттенков серого. 
Зритель смотрит на картины Врубеля как в калейдоскоп. На множество мелких стекляшек разбивается его Демон и создает величайший, могущественный образ - символ любви и искушения. 
И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
Врубель и Лермонтов подарили веру в то, что любить способен тот, кто по определению любить не должен и не может. 
И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук –
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
Но говоря о гениальности Врубеля, не менее часто говорят о его психическом заболевании. Действительно, художник покидал жизнь в муках, ослепшим, не имея рассудка, в психиатрической больнице. Но стоит признать, что терять душевное равновесие художник стал после 45-ти лет. К этому времени мир был знаком с самыми прекрасными его произведениями. 
Говорят, художник мало гнался за престижем и славой. Однажды он написал картину и договорился о ее продаже. Но покупатель картины так и  не увидел. Потому что художник пришел из цирка и, вдохновившись номером наездницы, начал писать новую картину поверх той самой, проданной. Желание творить и создавать всегда было первоочередным для него. И по злому року художник лишился главного своего инструмента - зрения. 
«Каждое утро, до двенадцати, публика могла видеть, как Врубель „дописывал“ свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным».  Позже Михаила Врубеля госпитализируют. 
А вот малоизвестная иллюстрация, выполненная в технике черной акварели "Демон и Ангел с душой Тамары". Достаточно ли художнику обладать техникой, чувством цвета, не обладая при этом умением видеть "чертоги души человеческой?"
Могущественный, властный, пылающий страстью и силой Демон в какой-то момент становится обезоруженной,  раздавленной и несчастной тенью своей любви.