Преподаватель истории, обществознания и права, заместитель директора онлайн-школы Синергия · 14 июл 2022
Фауст русской живописи
Максим Горький утверждал, что у Врубеля есть "уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты»". Утверждал публично и не один. Волна критики обрушивалась на Михаила Врубеля при его жизни. Правда, разбивалась эта волна о подножье скалы под названием "Время". Сейчас сложно поспорить с величественным мастерством художника, с его техникой и умением владеть цветом. Врубель уникален тем, что не имел учителей и наставников в классическом понимании, и никого не обучил своему мастерству. Он, как вспышка кометы, пронесся по небу русской живописи и угас, озарив ярким светом творчество Лермонтова и подарив нам новый взгляд на демонический образ.
Образ Демона Врубеля действительно был новаторским. Никакой "дьявольщины", рогов, копыт и зла.
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», — так описывает художник своего персонажа в письмах отцу. Не демон, а падший ангел - так хочется сказать, глядя на главного героя поэмы Лермонтова, показанного в иллюстрациях Врубеля. Он огромного роста и едва умещается на полотне картины, он печален, тих, нежен. Несмотря на могущество его фигуры, в нем много женских черт. Такой образ был задуман Врубелем специально. Ведь зло может совершать как мужчина, так и женщина, так пусть же это будет андрогинный образ.
Глядя на данное изображение, фантазия смотрящего может представить его цветным: сияющее звездное небо, фактура ярких тканей платья Тамары, ее румянец на полыхающих щеках. Врубель умел передать цвет, работая с множеством оттенков серого. Зритель смотрит на картины Врубеля как в калейдоскоп. На множество мелких стекляшек разбивается его Демон и создает величайший, могущественный образ - символ любви и искушения.
И он слегка Коснулся жаркими устами Ее трепещущим губам; Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал.
Врубель и Лермонтов подарили веру в то, что любить способен тот, кто по определению любить не должен и не может.
И Демон видел… На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук – И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..
Но говоря о гениальности Врубеля, не менее часто говорят о его психическом заболевании. Действительно, художник покидал жизнь в муках, ослепшим, не имея рассудка, в психиатрической больнице. Но стоит признать, что терять душевное равновесие художник стал после 45-ти лет. К этому времени мир был знаком с самыми прекрасными его произведениями. Говорят, художник мало гнался за престижем и славой. Однажды он написал картину и договорился о ее продаже. Но покупатель картины так и не увидел. Потому что художник пришел из цирка и, вдохновившись номером наездницы, начал писать новую картину поверх той самой, проданной. Желание творить и создавать всегда было первоочередным для него. И по злому року художник лишился главного своего инструмента - зрения.
«Каждое утро, до двенадцати, публика могла видеть, как Врубель „дописывал“ свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Позже Михаила Врубеля госпитализируют.
А вот малоизвестная иллюстрация, выполненная в технике черной акварели "Демон и Ангел с душой Тамары". Достаточно ли художнику обладать техникой, чувством цвета, не обладая при этом умением видеть "чертоги души человеческой?" Могущественный, властный, пылающий страстью и силой Демон в какой-то момент становится обезоруженной, раздавленной и несчастной тенью своей любви.