Преподаватель истории, обществознания и права, заместитель директора онлайн-школы Синергия · 28 июл 2022
Сюжет «Воскрешения дочери Иаира» на полотнах у Репина и Поленова
И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его…приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: “талифа куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. (Мк. 5, 22–43)
Вторая половина XIX века – весьма напряженное время как для искусства, так и для российского общества в целом. Время послереформенное, характеризуется начавшимся освобождением крестьян, некоторыми уступками царя и правительства в сторону конституции и демократии, а вместе с тем запрет на свободу слова.
Это общественное неспокойствие отражалось в искусстве, например, произошел «бунт 14-ти» выпускников Академии художеств, не пожелавших подчиниться требованию Академического Совета, писать работы на установленный мифологический сюжет. Появилось общество передвижников. К концу 60-х образовались передвижные выставки для таких бунтарей. Кроме регулярно проводились выставки Академии художеств, которая была последователем и хранителем академического направления в живописи, зародившего еще в 30-40х года. Наиболее традиционными в академической живописи являлись мифологические и библейские сюжеты – ветхо - и новозаветные.
Религиозная тема волновала всю мыслящую Россию 60-70 годов. Особенно привлекал российскую интеллигенцию образ Христа. В нем стремились выразить отношение к современности. Христос не воспринимался в традиционном его понимании, в том, которой дает нам Церковь. Как же его представляли попробуем понять на примере картин И. Репина и В. Поленова «Воскрешение дочери Иаира».
И.Репин «Воскрешение дочери Иаира» 1871 г. (сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге).
В. Поленов «Воскрешение дочери Иаира». 1871 г. (сейчас в Научно-исследовательском музее Академии Художеств Санкт-Петербурга)
Подружившись с Крамским (предводителем «бунта-14»), Репин стал часто бывать в его «Артели четырнадцати». Увлекаясь, как и вся интеллигентная молодежь того времени, народовольческими идеями, Репин зарисовывал то лицо казненного Каракозова, который в 1866 устроил покушение на Александра II, то образы бурлаков, замеченных им на берегу Волги. Однако дипломную работу в Академии художеств требовалось написать строго на один из предложенных комиссией евангельских сюжетов.
В. Поленову же был интересен образ Христа. Но к религиозному сюжету он обратился по той же причине.
Картины на эту тему были написаны художниками в один год и по одному и тому же требованию – они являлись конкурсной программой на первую Золотую медаль в Академии художеств, которую заканчивали молодые люди в 1871 году. Были художники и одного возраста, оба родились в 1844 году. Искусство любили более всего на свете и желали жизнь посвятить ему, также были они просто красивыми молодыми людьми, которым открывался мир, у которых только начинался самостоятельный творческий путь. Поленов происходил из старинного дворянского рода. Репин был сыном военного поселянина, кантонистом, то есть ребенком солдата. Разные пути к Академии художеств, различное воспитание, но похожая жажда знаний, а главное любовь к творчеству объединяет художников.
Иисус Христос и в картине Репина и у Поленова изображен в профиль. Лица внешне схожи, общее движение – протянутая рука к руке девочки. Схожи и интерьеры комнаты – каменные стены, плиточный пол, в священном углу – лампада и надпись с именем Бога; одежды персонажей также у обоих художников традиционны. Обычна иконография апостолов – молодой безбородый Иоанн; постарше, темноволосый – брат его Иаков; и уже старик – Петр.
Как видим из Евангелия – воскресение произошло быстро. Иисус «берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу». «И возвратился дух» (Лука) отроковицы». Именно этот момент изображен художниками.
Картина И. Репина очень темная, освещено изголовье девочки. Людей за спиной Христа поглощает мгла. Художник рассказывал, что он вспомнил момент смерти своей сестры: «И дом и комнаты - все как-то потемнело, сжалось в горе и давило».Зрителю становится тяжело даже на физическом уровне – хочется прищурить глаза и всмотреться. Интересный момент, что мертвая на свету, а живые во мраке, Христос же как световая граница (посредник) между мирами.
У В. Поленова на полотне больше света, картина написана в холодноватой гамме, цвета приглушенные, происходящее из-за не кажется трагичным. Освещение на сцену падает из окон, внутренних светильников нет. Поэтому картина воспринимается более открытой, реальной, чем у Репина, где за счет освещения достигается впечатление таинственности, оторванности происходящей сцены от мира. У Поленова же действие, происходящее в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице. Христос держит руку девочки, и создается ощущение, что девочка сама дала ее Христу, то есть уже воскресла. У И. Репина на картине Христос прикасается к рукам, сложенным на груди. Атмосфера обреченности. Работа Репина представляется в этом смысле более застывшей, статичной, действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение
У В. Поленова больше движения. Христос поднял свои руки, а позади него люди изображены в порыве ожидания и участия. У Репина же ожидание статично.
Сюжет, как уже упоминалось, нравился Поленову («Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа», - пишет художник), его вообще привлекала личность Христа, но совершенно не вдохновляли чудеса. Так что «Воскрешение дочери Иаира» - это первая и последняя работа художника, где он обращается к мотиву чуда.
И. Репин осознанно отказался от мотива чуда. Он признавался, что не верит в чудо, поэтому так сложно было писать. Поэтому изображение получилось реалистичным.
Интересно написаны образы апостолов. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени. Но Иоанн, любимый ученик Христа, как он называл себя, самый молодой и еще безбородый, изображен художниками в группе отец-мать. Иоанн Поленова – приятный молодой человек, бодрый и активный с умилением взирает на сцену чуда. У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени. Но он не похож на любящего ученика, скорее походит на левита, таким холодным и осуждающим написано его лицо.
Репин и Поленов – одни из наиболее ярких и интересных художников XIX века. Рассмотренные в данной работе картины, являются конкурсными, или, как называют в современной Академии, дипломными работами мастеров. Для конкурирования на медаль, Академия Художеств предоставила новозаветный сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Конкурс картин проходил 2 ноября 1871 года. За строгость всей композиции, благородство цветовых отношений и сдержанность жестов героев, передающих всю чудодейственную силу человеческого духа Илья Репин получил большую золотую медаль, и звание художника первой степени. В. Поленов получил третью медаль. Его полотно не уступает репинскому по композиции, но немного проигрывает по глубине сюжета и значительности. На обоих полотнах образ Христа очеловечен. Наградой за работу конкурентам служила шестилетняя поездка за границу на казенный счет.
Религиозная тема была востребована художниками и в дальнейшем. Поленов создал знаменитый живописный цикл «Из жизни Христа» и центральную для его творчества, как он сам полагал, картину «Христос и грешница», а Репин спорадически возвращался к данной теме в течение жизни, и картины на библейский сюжет остались лишь в эскизах и набросках.