Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

По какому принципу подкрашивают фотографии, полученные с телескопов?

Астрономия
Анонимный вопрос
  · 5,3 K
Научно-популярный YouTube-канал, на котором мы рассказываем обо всём самом интересном в...  · 8 мар 2020  · youtube.com/channel/UCOmspgL9iuNDorvohkZN4wA
Отвечает
totto12

Снимки, полученные с помощью телескопов, никто не подкрашивает.

Чтобы было удобнее, буду объяснять на примере фотографии туманности «Улитка», сделанной телескопом «Хаббл», который все снимки получает чёрно-белыми.

Nebula_helix_medium (1).jpg

Цветная картинка складывается из трёх цветовых каналов: красный, зелёный и синий (RGB). Каждый из них — черно-белая фотография, в которой яркость того или иного объекта (в данном случае участка туманности) зависит от того, насколько его реальный цвет ближе к цвету канала.

RGB.png

Например, на этом коллаже видно, что на первой картинке наиболее ярко подсвечены участки туманности, которые в реальности красные, на второй — зелёные, а на третьей — синие.
Для получения цветного снимка один и тот же объект снимается отдельно по каждому из этих цветовых каналов. Делается это с помощью фильтров соответствующего цвета, которые устанавливаются перед матрицей. Готовые снимки уже в редакторе помещаются на свои цветовые каналы.

rgb1.png

Дальше эти изображения накладываются друг на друга таким образом, что редактор анализирует каждый пиксель на снимке и в зависимости от яркости того или иного участка в каждом из трёх каналов присваивает каждому пикселю цвет.

rgb2.png

Вот мы и получили с вами цветное изображение из трёх ЧБ снимков!

Зачем это всё нужно? Почему бы сразу не снимать так, как это мог бы видеть человеческий глаз?

Дело в том, что человеческий глаз видит лишь маленький диапазон электромагнитного спектра, а дорогие телескопы делают снимки не столько для того, чтобы радовать народ красочными картинками, сколько для того, чтобы исследовать те или иные объекты или явления, которые излучают на недоступных человеческому глазу длинах волн.

https://slide-share.ru/slide/1657125.jpeg

Для подобных наблюдений максимально эффективны именно монохромные камеры (камеры, получающие изображения, которые содержат в себе свет определённой длины волны). И вот почему... На самом деле матрица даже цветной камеры сама по себе цветного изображения не даёт. Картинка на выходе получается цветной из-за того, что перед сенсором ставится так называемый фильтр Байера — сетка из фильтров красного зелёного и синего цвета, накрывающая фотодиоды матриц следующим образом:

https://www.researchgate.net/publication/258397925/figure/fig6/AS:323912354287633@1454238131814/Bayer-pattern-color-filter-array.png

Так, часть пикселей принимает красный цвет, часть — зелёный и часть — синий. И если нужно получить снимок, в котором преобладает один цвет, например синий, то будет задействована только четверть всех пикселей. А если говорить о съёмке в ультрафиолетовом или, например, в инфракрасном диапазоне, то фильтр Байера будет только мешать, выдавая в конечном итоге тусклое изображение, мягко говоря, не самого лучшего качества. Монохромные матрицы, которые задействуют все свои пиксели для получения света той, необходимой, длины волны, которую пропустил наш, например, инфракрасный фильтр, будут выдавать изображения отличного качества именно в том диапазоне, который нам нужен.

Вот почему почти все снимки из космоса, сделанные не только телескопами, но и зондами, чёрно-белые.