Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Научный журналист  · 30 июн 2021

Наука изучает чёрный ящик(?) под названием «Вселенная»

Для демонстрации подхода в изучении наукой Вселенной является её сравнение с чёрным ящиком.
Напомним концепцию чёрного ящика. (Моделью) Чёрным(-ого) ящиком(-а) (является) (см. рисунок выше) называется некоторая система, о внутренней структуре которой мы ничего не знаем (поэтому и назван «чёрным»). Мы можем лишь наблюдать поведение этой системы, которое вызвано некоторым воздействием, влиянием, стимуляцией («Input») на неё и получать некоторый результат этого поведения — реакцию (отклик, ответ) системы («Output»). В этом и состоит концепт «чёрного ящика». Считается, что чёрный ящик полностью описан, если известны все реакции системы и известно для всякой реакции какой стимул вызывает данную реакцию системы.
Если теперь посмотреть на то, как наука познаёт окружающую действительность, то можно найти много аналогий с этой моделью чёрного ящика. Что делает наука. Она находит некое явление природы и начинает проводить наблюдения и эксперименты, чтобы изучить его. Этот процесс так и проходит как в модели чёрного ящика: с помощью экпериментов мы смотрим, что получится в их результате. Полученные результаты неким образом обрабатываются и результатом этой обработки является появление некоторых интерпретаций, моделей, вопросов и гипотез, призванных создать представление об изучаемом явлении природы. В чёрном ящике похожим образом всё так и происходит. Система — это изучаемый объект, стимулы системы — это эксперименты, реакции системы — полученные результаты опыта. Создав интерпретации, модели, вопросы и гипотезы, призванные создать представление об изучаемом явлении природы, мы можем вновь вернуться к изучаемому явлению и проведя новые исследования проверить наши догадки, модели и ответить на поставленные вопросы. Такой ситуации соответствует не просто моедль чёрного ящика, а более специфичная его модель — чёрный ящик с обратной связью («Feedback»), когда на стимулы (входные сигналы) влияют реакции (выходные сигналы). Поэтому более полным образом науку описывает модель с обратной связью (см. рисунок ниже).
Чаще развитие научных знаний не останавливается на простом знании реакций явления природы на данные стимулы, а ей [науке] удаётся проникнуть в глубь явления, т. е. увидеть некоторые элементы внутренней структуры явления природы. Но эти особенности научной деятельности уже не подпадают под концепцию чёрного ящика. Та ситуация, когда о некоторой системе мы знаем часть её структуры, но не всю, описывается моделью не чёрного ящика, а серого ящика (англ. grey box). Поэтому Вселенная в отношении своего познания ближе к серому ящику, а не к чёрному (см. рисунок ниже) — это ящик со слегка приоткрытой крышкой.
Т. о., наука изучает серый ящик с обратной связью под названием Вселенная.

Не "с легка", а "слегка"

@Александр Леднев, замечание замечено, опечатка исправлена.

Только на месте науки, должен стоять этот же самый "черный ящик" который вот уже как 13.7 E⁹ лет, пытается сам себя познать!

Я о чем-то подобном задумался, читая в 19 лет «Дзен, или искусство ухода за мотоциклом». Следующей мыслью тогда было — почему мне это так не преподавали в школе. Сейчас очень остро напомнили, спасибо.

И все же, речь у вас идет не о Вселенной в качестве ЧЯ, а о неких её внутренних своиствах. Таким образом вы изучаете взаимодействия происходящие внутри Вселенной, а не в заявленной вами системе "Вселенная".

И сама наука имеет жесткое ограничение самой Вселенной ибо не может выйти за Вселенную.

Следовательно, научным методом понять Вселенную невозможно. Все дорисованные вами линии и стрелки должны находится внутри GREY BOX что не позволяет изучать Вселенную из вне.

Вы изобразили науку вне Вселенной, а она может быть только внутри Вселенной.

Для подобного изучения надо строить систему МИР-ВНЕМИР. И из ВНЕМИРА изучать свойства МИРА.

Но, как уже написал, наукой это сделать невозможно.

Рассмотрением системы ВНЕМИР-МИР занимается только религия и там действуют совершенно иные методы т.к для МИРА, ВНЕМИРА не существует в принципе ибо ВНЕМИР для МИРА трансцендентный.

Религия-это учение об отношении миров, Мира Создателя и созданного Им мира. Согласны?

@Вары Грин (Vary Green), а что вы называете внутренними и внешними свойствами. Я под Вселенной понимаю только все те явления, которые мы эмпирически можем воспринять. Поэтому у меня нет деления на внешнии и внутреннии свойства; я не обозначаю словом Вселенная какой-то завершённый, цельный объект, он скорее формирующийся (точнее — понятие и представления о нем формирующиеся). И научный метод как раз даёт средства расширять наше понятие и наши представления о Вселенной. Трансцедентные свойства Вселенной не предполагаются в силу определения, приведенного выше.
По поводу "стрелок". Ну это схема — абстракция, какие к ней могут быть претензии, она не призвана описать с абсолютной точность то, что она описывает.

Думаю, концепция "серого ящика" избыточна. Его всегда можно представить как систему "чёрных ящиков" с изученными взаимосвязями.

Вселенная, изучаемая наукой - это абсолютно чёрное зеркало.

Смешно, сороконожка задумалась как она ходит аж 40 ногами, и разучилась ходить!