В масонстве «высших степеней», чья история отсчитывается, по сведениям большинства источников, с конца 30-х гг. XVIII в., существуют всего два крупных легендарных пласта, в большей или меньшей степени определяющих смысловое наполнение практически всех т. н. «высших степеней» масонства, дополнительных по отношению к степеням «древнего и чистого цеха», или символической ложи, - градусам Ученика, Подмастерья и Мастера (в английской масонской традиции они носят более однозначное название «дополнительных орденов», подчеркивающее их отличие от масонства как такового).
Эти два пласта представляют собой совокупность легенд и идеологических постулатов, могущих быть обобщенно названных «тамплиерскими», и такую же совокупность, именуемую «розенкрейцерской». Фактически любая последовательность высших степеней любого масонского устава имеет своей высшей или промежуточной точкой посвящение в таинства Розы и Креста или Ордена Храма. Зачастую розенкрейцерское и тамплиерское посвящения происходят для вольного каменщика в рамках одного устава: в Древнем и Принятом Шотландском уставе, например, посвящению в розенкрейцеры соответствуют 17°-18°1, а посвящению в тамплиеры — 30°, между тем как во Французском Современном уставе розенкрейцерское посвящение венчает эзотерическую иерархию (7°), в то время как степень Рыцаря Востока, содержащая элементы тамплиерской легенды, предшествует ему (6°).
В той или иной форме розенкрейцерское посвящение присутствует в большинстве масонских уставов высших степеней, занимая или последнюю (наивысшую) позицию в посвятительном цикле, или — преимущественно — промежуточную, знаменуя собой символический переход от «ветхозаветной» легендарной и философской парадигмы к парадигме «новозаветной». В отдельных случаях (Древний и Принятый Шотландский устав, уставы Мицраима и Мемфиса, объединенный устав Мемфиса-Мицраима, устав Ордена Розы и Креста Востока) это посвящение соседствует с «апокалиптическими» градусами, основанными на книге Откровения Иоанна и наполненными милленаристскими идеями новой эры христианской духовности. В других уставах, даже если розенкрейцерское посвящение не проводится явно, это духовное движение упоминается в философских наставлениях и легендах основания в качестве одного из предшественников и предвестников масонства (степень Шотландского Мастера Исправленного Шотландского устава).
Отдельными розенкрейцерскими масонскими уставами являются Societas Rosicruciana (Англия, Шотландия, США и др.), Орден Розы и Креста (Англия), целый ряд структур, включающих в свои названия соответствующие формулировки.
Помимо масонства, розенкрейцерство существует в современном мире в структуре мартинистского посвящения целого ряда орденов, причем, эта традиция совершенно явно происходит от Ордена Избранных Коэнов Мартинеса Паскуаллиса, высшей степенью которого был градус Розового (или Росного) Креста.
На преемственность розенкрейцерского посвящения также претендуют многочисленные магические ордена, от Ордена Золотой Зари и Ордена Восточных Тамплиеров до Ордена Сета, Ордена Хранителей Смерти и прочих современных группировок.