12 причин, по которым ваш SEO-трафик падает, и как это исправить. Часть 1.
«Закон убывающей доходности» часто используется в экономике для описания точки, в которой норма доходности снижается, даже если текущие затраты остаются прежними. Другими словами, вы получаете меньшую отдачу от затраченных средств.
Аналогичное явление можно наблюдать и в SEO. Я часто видел это в своей карьере. Стартап создает продукт с учетом требований SEO, бизнес решает серьезно заняться его SEO-продвижением, после чего продукт показывает отличный рост в течение первых 6-12 месяцев. Но затем темпы роста внезапно снижаются и, в конечном итоге, органический трафик выходит на плато… Как на это нужно реагировать?
Выход на плато трафика в Ahrefs
Выход на плато трафика в SEMrush (тот же сайт)
Ниже я определил 12 основных проблем, которые приводят к плато органического трафика, и расскажу, как их решить. Прежде чем мы начнем, позвольте мне в виде предисловия сообщить то, что многие проблемы в SEO стали многофакторными. Редко проблема заключается в чем-то одном, например, в обратных ссылках или технических ошибках. Поэтому, когда вы внедряете изменения на сайт и не видите быстрого восстановления трафика, обратите внимание на другие проблемы, которые могут возникнуть вместе с текущими.
Недостаточность усилий
Единственная самая большая причина, по которой я вижу плато в органическом трафике, – это недостаточность приложенных усилий. Ваши работы над улучшением сайта, ссылками и контентом должны быть постоянными, либо расти из месяца в месяц. Если вы не создадите с течением времени как минимум столько же новых ссылок или контента, сколько вы создавали ранее, когда рост был относительно простым, неудивительно, что вы не увидите такого же результата в будущем.
Цитаты из Twitter:
«Единственная главная причина, по которой я вижу плато в органическом трафике, – это недостаточная работа над сайтом».
«Каждый сайт похож на машину. Если вы хотите получить определенный результат, скажем, органический трафик, то вам нужно больше работать над сайтом. Три самых важных фактора для этого – это контент, скорость прироста ссылок и техническая оптимизация сайта».
Согласно закону убывающей доходности, ваш финансовый вклад, вероятно, даже должен увеличиться, чтобы сохранить тот же темп роста после точки перелома (точки убывающей доходности). Почему? Потому что обычно вы начинаете продвижение с запросов, по которым легко ранжироваться, а затем беретесь за более конкурентные. В какой-то момент вам придется инвестировать в развитие сайта больше, чтобы ранжироваться по более конкурентным ключевым словам и конкурировать с более сильными сайтами в поисковой выдаче.
Классическим показателем роста сайта является число проиндексированных страниц.
Если это выглядит так…
Количество страниц, проиндексированных Google (отображается в Search Console)
…то ожидайте увидеть подобное: никакого роста
Количество кликов от Google в Search Console
Регулярное создание нового контента приносит пользу не только поисковому трафику. Благодаря этому, количество вернувшихся посетителей неуклонно растет, потому что посетители привыкают к новому контенту на вашем сайте. Они могут даже читать вас в социальных сетях или подписываться на ваш RSS-канал. Вернувшиеся посетители могут увеличить шанс получить обратные ссылки, повысить кликабельность в поисковой выдаче за счет узнаваемости бренда и репостов в социальных сетях. Кстати, интенсивность создания нового контента зависит от типа бизнеса. Для торговых площадок или социальных сетей это может означать перекос в сторону создания, в большей степени, пользовательского контента. В любом случае, часто на практике это означает простое и понятное увеличение числа новых страниц при соблюдении определенного стандарта работ по сайту.
Тоже самое и со ссылками: они не только повышают популярность вашего сайта, но и обеспечивают реферальный трафик. Это может стать действительно важным во времена превращения поисковой системы Google в систему вопросов-ответов.
Как это исправить:
Сравните рост количества страниц сайта с вашими главными конкурентами. Если вы не хотите отставать, вам, вероятно, нужно расти такими же темпами.
Установите цели по отслеживанию нового контента (CCG или UGC) и мониторьте изменения раз в неделю.
Следите за качеством вашего контента. Создание нового контента является разумным только тогда, когда вы можете создавать страницы с одинаковой скоростью и поддерживать его качество на высоком уровне.
Посмотрите на скорость прироста ссылочной массы и убедитесь, что она постоянна.
Старайтесь оценивать ссылки не только по количеству, но и по качеству. Один из способов сделать это – отфильтровать ссылки, ведущие с не проиндексированных URL-адресов или сайтов, которые выглядят как спам.
Контент растет быстрее, чем идет прирост ссылок
Когда на вашем сайте увеличивается количество страниц (будь то контент, который вы создали сами или контент, созданный пользователями), он должен в некоторой степени соответствовать скорости и качеству получаемых вами ссылок.
Причиной этого является PageRank. Каждой странице и сайту требуется определенное количество того, что Google называет популярностью, для ранжирования по определенным запросам. Поскольку создавать новый контент зачастую получается быстрее, чем получать новые ссылки, многие сайты опережают свой ссылочный профиль.
Фиксированное количество ссылающихся доменов (Ahrefs)
Сайт выходит на плато после первоначального роста числа ключевых слов (Ahrefs)
Альтернативой наращиванию новых ссылок при росте сайта является оптимизация структуры внутренних ссылок, но она может лишь компенсировать недостающие внешние ссылки на сайт. В какой-то момент даже самая качественная структура внутренних ссылок потребует большего количества ссылок для распределения большего PageRank.
Как это исправить:
Сравните количество новых проиндексированных URL в поисковой консоли Google с количеством новых (качественных) ссылок на ваш сайт. Если эти показатели совершенно несоразмерны, то у вас есть проблемы.
Если ваш контент среднего или низкого качества, инвестируйте в улучшение его качества.
Если у вас отличный контент, вкладывайте больше средств в линкбилдинг.
Ищите примеры важных страниц с небольшим числом внешних ссылок, соотнося PageRank с рейтингом ваших страниц, приносящих прибыль. Работайте над оптимизацией данных страниц и наращиванием на них ссылочной массы.
Интенсивность прироста страниц сайта превышает краулинговый бюджет
Google присваивает каждому сайту определенный бюджет сканирования, который становится актуальным только после ~ 500-1000 страниц в индексе. Он измеряется тем, как часто Google сканирует URL-адреса. Превышение бюджета сканирования означает, что URL-адреса сканируются недостаточно часто, что обычно сильно коррелирует с рейтингом сайта. Это потому, что самым сильным фактором, влияющим на бюджет сканирования, является популярность сайта, которая сильно привязана к внешним ссылкам. Таким образом, низкая скорость сканирования часто означает, что URL-адрес недостаточно популярен, и это часто указывает на его слабое ранжирование в поисковой выдаче.
Быстрый рост числа страниц означает, что количество страниц сайта может превышать бюджет сканирования, что особенно актуально для сайтов бизнес-тематик, таких как торговые площадки, социальные сети, новостники или сайты электронной торговли.
Как это исправить:
Получайте ежемесячную или еженедельную статистику из лог-файлов сайта и ищите шаблоны типов сканируемых страниц. Фишка может заключаться в том, что все страницы с определенной глубиной сканирования сканируются с меньшей скоростью, нежели другие.
Если вы найдете подобны шаблонные страницы, у вас есть несколько вариантов:
Уменьшите скорость публикации новых страниц (если это возможно).
Добавьте больше внутренних ссылок на страницы, которые не просканированы.
Создавайте больше глубоких ссылок, то есть обратных ссылок на страницы с более высокой глубиной сканирования (для уменьшения числа кликов, необходимых для перехода на них с главной страницы).
Сайт работает слишком медленно
Часто непросто обеспечить одновременное удовлетворение всех качественных сигналов для вашего сайта, когда вы наращиваете усилия по его поисковой оптимизации. Вы можете инвестировать в контент и ссылки, при этом ваш пользовательский опыт будет оставлять желать лучшего. Либо вы инвестируете в удобство для пользователей и контент, но не создаете достаточное число обратных ссылок. В большинстве случаев оптимизаторы используют первый вариант.
Скорость сайта является основным фактором пользовательского опыта. Ни для кого не секрет, что если сайт работает медленно, не имеет значения, сколько на него ведет ссылок и насколько хорош его контент. По мере развития и роста сайта его скорость загрузки часто замедляется. Возможно, существует определенный порог, при котором страница грузится слишком медленно или достаточно быстро, но это не является чем-то универсальным для всех сайтов и тематик в интернете.
Не позволяйте вашему аудиту Lighthouse выглядеть так
Часто проблемы со скоростью сайта связаны со сжатием, кешированием, отложенной загрузкой и отрисовкой DOM.
Обязательно используйте CDN.
Сравните свой рейтинг Lighthouse с результатами своих самых сильных конкурентов. Часто нужный вектор развития задают ваши основные конкуренты.
Слабый бренд
Влияние бренда на SEO реально. Оно наиболее заметно при запросе названия бренда, за которым следует общий запрос, например «g2 crm software reviews».
Влияние бренда на поиск, как мне кажется, со временем только усилилось. Когда Google начал больше рассматривать объекты в поиске, казалось, что он также начал приписывать брендам актуальность. Amazon, например, очень важен для запросов, связанных с розничной торговлей в интернете, тогда как Tripadvisor имеет определенное значение для запросов, связанных с путешествиями. Чтобы узнать это, вы можете сравнить то, что появляется в Google Suggest, когда вы ищете собственный бренд и то, сколько подсказок находится на комбинацию брендов, например «Tripadvisor Paris».
Ссылки на бренды играют важную роль в создании бренда в интернете. Ссылки с анкорным текстом бренда или комбинацией брендов являются сильным сигналом для Google о том, что ваш бренд важен для определенного типа запросов.
Некоторые также предполагают, что Google изучает, какими активами и атрибутами обычно владеют бренды, например, назначение ставок на бренд в рекламе Google, наличие учетных записей в социальных сетях, достижение определенного объема поиска по их бренду и т.д.
Как это исправить:
Оцените ссылки на свой бренд в выбранном вами инструменте анализа обратных ссылок.
Сравните силу ссылок вашего бренда с самыми сильными игроками в этой нише, проанализировав накопленные метрики, такие как авторитетность домена (Moz), рейтинг страницы (SEMrush) или рейтинг URL (Ahrefs).
Оцените, насколько глубоко вы раскрываете актуальную тему в контенте.
Анализируйте такие сигналы поведения пользователей, как показатель отказов, время на сайте, CTR, количество страниц / посещение, а также длинные и короткие клики (особенно сегментированные по теме / категории).
Если вы обнаружите слабые места, создайте больше ссылок на бренд или комбинацию брендов.
Узнайте, с какими темами вас связывает Google, проверив результаты Google Suggest на предмет рейтинга вашего бренда и сочетания брендов.
Если вы обнаружите, что Google не связывает вас с важными брендами, создавайте больше контента вокруг них.
Оцените таксономию своего сайта и посмотрите, соответствует ли она темам, которые вы освещаете.
Сосредоточьтесь на меньшем количестве тем, но на более качественном контенте, создайте разрозненный контент и сделайте свой сайт экспертом по определенным темам.
Слишком много устаревшего контента
"Свежий" контент важен – для одних вертикалей больше, для других – меньше. Однако недостаточно просто публиковать "свежий" контент, вам также необходимо поддерживать его в актуальном состоянии.
Контент может устаревать по следующим причинам:
Данные и факты, изложенные в статье, устарели.
Тема больше не ищется так часто.
Тема развита и требует дополнительной информации.
Некоторые сайты теряют трафик, когда на них размещается слишком много устаревших элементов или прекращается публикация контента. Похоже, что для сайтов, которые хотят ранжироваться по определенным темам, играет роль "фактор свежести".
Как это исправить:
Ищите страницы, которые когда-то имели большой трафик, а затем начали "сдуваться".
Посмотрите, содержат ли статьи устаревшую или неполную информацию, и обновите ее.
Найдите возрастные страницы и проанализируйте, нет ли закономерности возраста со снижением рейтинга.
Штрафы
Существуют алгоритмические и ручные штрафы. Ручные штрафы по-прежнему легко заметить. Просто проверьте в вашей Search Console раздел «Меры, принятые вручную». Первые же санкции намного сложнее, потому что они часто применяются медленно, а не сразу. Поэтому найти их причину достаточно сложно.
Ручные действия Google, также известные как штрафы
Также есть мнение, что Google понижает сайты в ранжировании по гораздо большему количеству причин, чем раньше. Однако, нужно иметь в виду, что Google ясно понимает, что может быть проблемой:
Спам, создаваемый пользователями.
Проблема со структурированными данными.
Неестественные ссылки на ваш сайт.
Неестественные ссылки с вашего сайта.
Thin контент (не информативное содержание).
Маскировка или скрытая переадресация.
Чистый спам.
Замаскированные изображения.
Скрытый текст или переполнение ключевыми словами.
Несоответствие содержания AMP.
Скрытая мобильная переадресация.
Как это исправить:
Проверьте консоль поиска на предмет «ручных санкций».
Оцените свой сайт на предмет неестественно выглядящих ссылок, тонкого / дублированного контента и спама, создаваемого пользователями.
Отклоняйте спамные внешние ссылки.
Тонкий / дублирующийся контент закрывайте в Noindex.
Удаляйте спам, созданный пользователями.
Посмотрите, применима ли к вашему сайту одна из причин наложения штрафов, перечисленных выше. Исправьте, если это имеет место быть.