Инженер, опыт работы в космической отрасли 10 лет, эксперт космического образования... · 20 сент 2021
Космический профиль "Спутниковые системы" Национальной технологической Олимпиады школьников - что это и почему это интересно?
В этом году проходил долгожданный очный финал космического профиля “Спутниковые системы” Олимпиады Кружкового движения НТИ (с 2021 года - Национальная технологическая Олимпиада) для школьников 8 - 11 класса. Регистрация тут
Космический профиль “Спутниковые системы” существует с самого первого года Олимпиады НТИ ( о самой Олимпиаде можно почитать тут) , и его главный разработчик и партнёр - инженерно-методическая компания “Образования Будущего”. Поначалу это был онлайн турнир на базе платформы “Орбита”, где школьники решали задачи посадки аппаратов на поверхность планет, выполняли ориентацию спутника на солнце, программируя и вставляя решение в платформе
Сейчас "Спутниковые системы" - это один из трёх профилей космического направления, которые проходят при поддержке Госкорпорации “Роскосмос” и при партнёрстве вузов, в котором финалисты профиля решают задачи серьёзного уровня на базе конструкторов спутника ИнтроСат типа CubeSat: программирование системы управления спутника, обеспечение передачи данных по радиоканалу, проектирование миссии спутника и др.
Этапы конкурса и что надо делать?
Как же попасть в финал школьнику в этом году? Ему необходимо пройти 2 этапа:
- 1 этап (дистанционный - отборочный, 27 сентября — 17 октября ) - решение задач по физике и математике на платформе stepik.org. Кстати, на этот портале есть множество интересных курсов и материалов для того, чтобы освоить программирование, 3D-моделирование, при этом, чаще всего, бесплатно!
Если школьник участвовал во финале прошлого года Олимпиады НТИ, в финале конкурса "Дежурный по планете" или является победителем в других космических конкурсах - он сможет "перепрыгнуть" 1 этап прямиком во второй отборочный этап.
- 2 этап (дистанционный, 9 ноября — 10 января ) - решение профильных задач на базе платформы Орбита.Челлендж , которые школьники решают уже в объединённых командах до 4 человек. На втором этапе представляются задачи следующих видов:
тест по физике или инженерии;
программирование системы управления (предложить код программы)
проектирование космической миссии (расчёт орбиты, решение задачи стабилизации и ориентации спутника).
Да... может быть, звучит сложно, но к этому всему можно подготовиться по материалам предыдущих годов, которые есть насайте профиля, а примеры задач второго тура можно посмотреть на платформе Орбита.Челлендж в разделе “Подготовка к профилю “Спутниковые системы”.
Ну а дальше - ФИНАЛ!
Легенда финала
Вфинале команда работает с реальным оборудованием - конструктором спутника и проектирует научную миссию, которая включает в себя взаимодействия сверхмалых аппаратов (пикоспутники) и спутников-носителей формата CubeSat 2U.
Вариант экспериментальной миссии заключается в том, что спутник-носитель формата CubeSat 2U после выхода на орбиту “выпускает из себя”, отстыковывает несколько пикоспутников, на борту которых находятся простейшие платы с детекторами и передатчиками. Сверхмалые аппараты, проводят измерения и передают их спутнику-носителю, а он, аккумулируя все данные, перенаправляет их на наземные станции приёма и слежения. О таких миссиях, которые применяют подобных схемы можете почитать на сайтах проектов Ambasat и Kicksat.
Именно этим финалисты профиля “Спутниковые системы” и занимаются.
Что же нужно делать участникам финала?
Собрать и доработать функциональную модель спутника-носителя на базе конструктора спутника CubeSat 2U “ИнтроСат” с одноосной системой стабилизации, ориентации и системой раскрытия панелей солнечных батарей;
Собрать и доработать модель пикоспутника , а также разработать схему организации электропитания на макетной плате при помощи панелей солнечных батарей, ионисторов и преобразователей с последующим испытанием;
Обеспечить межспутниковую связь между спутником-носителем и пикоспутником с организацией радиоканала с защитой от помех.
выполнить ряд задач по расчёту и управления миссиии на орбите при помощи моделирования на платформе Орбита.Челлендж и в General Mission Analysis Tool (GMAT).
По итогу, у команд должны функционировать собранные спутники с запрограммированными бортовыми системами спутника, с системой раскрытия солнечных батарей, стабилизации с помощью маховика, а также должна выполняться запланированная циклограмма работы спутника- носителя и выполнены расчёты параметров орбиты спутника.
Уже начался учебный год, а это значит можно смело начинать готовиться, объединяться в команды и РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ в профиле “Спутниковые системы” Национальной технической Олимпиады. Мы уверены, что те знания и опыт, который вы тут получите, обязательно пригодится при решении РЕАЛЬНЫХ отраслевых задач на работе уже в космических предприятиях и компаниях!