Миметическое желание или феномен нового айфона, Бибера и Кардашьян
Почему осенью все снова захотят IPhone?! Или юбку с ближайшей недели моды. Или новую книгу условного Пелевина.
Потому что – миметическое желание, отвечу я за французского философа Рене Жирара (он умер 7 лет назад).
Знакомьтесь, Рене Жирар.
Рене считал, что люди хотят того же, чего и другие (выводим за скобки базовые человеческие потребности). Это процесс подсознательный.
К тому же важная культурная ценность – аутентичность: копирование маскируется возвышенными терминами: самость, внутренний мир, проявленность и так далее.
Мы «списываем» свое желание у соседа по парте (зачеркнуто)… по жизни. Даже если считаем себя осознанными :)
Вот самые очевидные примеры миметического желания, с которыми сталкивался каждый из нас.
Школа.
Все (или почти все) влюблены в одного мальчика, мальчик – в девочку из соседнего класса. Одноклассницы хотят быть как она, всячески ей подражают. И недолюбливают соперницу. Мода.
Кто-то (вообще это не просто «кто-то», но об этом позднее) надел условные кроссовки с платьем. Началось все с «фу», закончилось оборванными телефонами байерам – всем тоже надо, а нигде не купить.
Как устроено миметическое желание:
Человек не знает чего хочет.
Выбирает образец для подражания – медиатора желания.
«Копировать-вставить»: возникает желание обладать тем, чем обладает «другой».
Началось миметическое соревнование (об этом в финале).
И дальше по кругу С̶а̶н̶с̶а̶р̶ы̶ (зачеркнуто).
Почему мы «списываем» свои желания?
Жирар был уверен: человек в принципе не знает, чего хочет на самом деле, поэтому выбирает образец для подражания. Медиатором может стать кто угодно — хоть селебрити, хоть сын маминой подруги, хоть дедушка-профессор.
Например, Ким Кардашьян (и ее косметика не самого лучшего качества, которая тем не менее распродается).
На наше поколение выпала самая тяжелая доля: понять чего нам хочется в сотни раз сложнее, чем раньше.
Раньше было просто: «следуй таким-то социальным заветам, будет тебе так и так». Сходил в комсомол: получил статус и карьеру. Разгуливала к кринолине, ходила в Школу благородных девиц: получила высокую оценку на рынке невест и успешно вышла замуж.
Эпоха индивидуализации – можно все, что не запрещено Уголовным Кодексом. Эта безграничность невыносима.
Отсюда и феномен инфлюенсерства – страстного и порой агрессивного обожания.
Некто возносит на пьедестал объект подражания. У этого объекта есть то, чего так сильно хочется нашему "некто" При этом они оба хотят одного и того же. Так начинается миметическое соперничество.
Осмелюсь предположить, что в этом и кроется секрет наличия толп фанатов и ненавистников у инфлюенсеров-мастодонтов: условных семьи Кардашьян, Биберов, Майкла Джексона, Ксении Анатольевны и других. Их с любопытством фолловят, критикуют, пишут оскорбляющие комментарии, но не отписываются. И при этом покупают все, к чему они «прикасаются»: ведь это, как кажется, позволит дотянуться до желаемого – стать такой же красивой как Кайли, такой же стильной как Ким или таким же талантливым как Бибер. Когда насыщения не происходит, происходит новый всплеск ненависти.