В конце июля Росстат опубликовал результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по РФ и ее субъектам за 1 кв 2021, которые содержат структуру потребительских расходов (можно ознакомиться в открытом доступе на сайте https://rosstat.gov.ru). С утверждением про значительное сокращение расходов на питание на базе полученных данных согласиться не могу, есть различные показатели и изменения для разных доходных групп. Да, наблюдается значительный прирост в категории "одежда и обувь", что безусловно обращает на себя внимание, но не является уникальным явлением в срезе многих других стран.
С подобным отложенным спросом уже сталкивался Китай, Америка, Великобритания и многие другие рынки, где показатели прироста по данной категории были еще выше.
Отложенный спрос, о котором многие говорили в конце 2020 года, безусловно имеет место быть. В зависимости от Covid ограничений в каждой из конкретных стран есть свой тайминг и сценарий, но общая картина без привязки к датам очень схожа.
Что напрямую повлияло на сокращение потребления одежды, а также предпочтения внутри данной категории:
Что дает откат и резкий скачок:
Из косвенных показателей также можно выделить потребность в положительных эмоциях (компенсацию через покупки / одежду), новые тренды в заботе о себе.
Потребительский оптимизм и оживление рынков могут оказаться краткосрочными явлениями. В срезе общей экономической ситуации в РФ и многих других странах позитивных трендов мало, а covid марафон продолжается. Пройдены этапы шока, дезориентации, первичной адаптации к новым реалиям, но процесс изменений не закончен. Будет интересно посмотреть на результаты по окончанию года в целом и с чем мы пойдем дальше в 2022.
Не претендую на истину в последней инстанции, но могу предположить, что дело в карантинных мерах. Засидевшись дома в пижамах и халатах на удаленке люди захотели вернуть свой прежний облик и начали покупать новую одежду. Тем временем от ресторанов многие успели отвыкнуть, поэтому, возможно, сократились расходы на питание.