Можно сказать, что с костюма-тальер началась история женского делового костюма. И современные кутюрье его не придумывали и не доставали с пыльной полки истории, потому, что тальер, с момента своего появления, всегда был с нами.
Женщины 19 столетия практически не выходили из дома, мало путешествовали и не работали, но с появлением среднего класса на рубеже 19-20 веков ситуация поменялась. Поменялась и мода.
Женщины начали трудиться и нуждались в соответствующей одежде.
Учительницы, секретарши и стенографистки носили, как бы сейчас сказали "униформу младшего персонала" - комплект из темной юбки и закрытой белой блузки. Более обеспеченные дамы - владелицы маленьких бизнесов - дополняли такой комплект коротким дамским жакетом- спенсером с длинными рукавами, болеро или носили костюм - тальер.
А теперь, обо всем по порядку.
В 1885 году английский Модный Дом Redfern навсегда изменил дамский гардероб, создав Tailored suit - то есть дамский костюм, пошитый мужским портным высшей категории, специализирующимся на мужских деловых строгих костюмах безупречного качества.
Для тогдашнего подхода к шитью это было новаторством во всех смыслах.
До Redfern женскую одежду шили женщины-портнихи и модистки, руководствовавшиеся приблизительными выкройками и скрывавшие недостатки кроя декоративными уловками.
Тальер же был костюмом по всем правилам мужского, но только - женским: точный крой и все технологические тонкости изготовления мужского костюма впервые были применены для создания женской одежды.
Кутюрье Джон Редферн (John Redfern), одевавший английский королевский двор, скроил этот костюм специально для принцессы Александры, будущей королевы Великобритании, для ее путешествия по Европе, в которое она отправилась со своим мужем, принцем Уэльским (будущим Эдуардом VII). Костюм позиционировался как "дорожный" или "прогулочный".
Это был костюм с жакетом-пальто на основе мужского сюртука.
Согласно задумке кутюрье, жакет и юбка изготавливались из одной и той же ткани, обычно используемой для мужских костюмов, и сочетались со строгой блузкой с высоким стоячим воротником и женским галстуком.
Модный Дом Redfern, как бы мы сейчас сказали, занимался созданием утилитарной одежды: они шили под заказ и небольшими тиражами костюмы для светских дам для самых разных целей и задач: прогулочные, яхтенные, для верховой езды, для игры в теннис и даже для траурных мероприятий.
Но Редферн изготавливал одежду не только для светских дам. Модный Дом отшивал небольшие тиражи готовых жакетов, костюмов и пальто для среднего класса и буржуазии, которые требовали лишь небольшой подгонки по фигуре.
Тальер очень полюбился работающим женщинам и стал символом раскрепощения женщин и борьбы за их права.
Его носили те, кто проводил много времени вне дома и много ходил пешком.
В костюме-тальер ходили секретарши и учительницы, телеграфистки и стенографистки. Дамы, ведущие общественную деятельность, являлись в таких костюмах на заседания всевозможных комитетов.
А всё потому, что тальер был очень и очень практичен: юбка и жакет шились из очень плотной ткани - им не были страшны ни грязь улиц, ни чистка от этой грязи щеткой.
В отличие от платья, которое нужно было каждый раз стирать целиком, стоило манжету или подолу испачкаться, костюм можно было просто почистить, а блузу заменить на свежую. Женщины со скромным достатком могли проделывать эти манипуляции, не имея прислуги.
Распространение тальера породило моду на блузы: это могли быть скромные повседневные блузы, строгие почти мужские рубашки с крахмальными манжетами или праздничные блузы из батиста или из шёлка, обильно украшенные кружевом. Рубашки мужского типа часто носились с мужским галстуком.
К 1910 году тальер обрел массовость - его производством занимались многие компании, особенно американские (в то время массовое производство одежды в размерной линейке - лидирующая отрасль в США).
Новая женская мода считалась довольно дешевой, а костюм-тальер назывался "городским". Швейные фабрики и магазины, как и Модный Дом Redfern ранее, предоставляли клиенткам подгонку по фигуре на месте или пересылали заказ по почте.
Со временем тальер изменился: юбка укоротилась до щиколотки и стала уже, а жакет по очертаниям приблизился к пиджаку с отложным воротником и лацканами, блузка же обрела застежку спереди и отложной воротник.
Деловая функция костюма, подразумевавшая его практичность, сохранилась, как ткани и принты: клетка, полоска, твидовая ёлочка.
До конца Второй мировой войны костюмы для дам по-прежнему шили мужские портные.
В истории моды 20-го века тальер, так или иначе, в том или ином прочтении, встречался в коллекциях всех модных домов. А в 21-м веке переживает очередной всплеск популярности.